товарищем по школе Моне Ренуар совершил несколько поездок по Сене.
Расположившись на берегу, друзья писали окрестности Буживаля.
Неподалеку находилось излюбленное место купания парижан, прозванное
“Лягушатником”, где погожими днями собиралась молодежь. Оба художника
работали там в 1869 году и писали одни и те же виды. Они многому научились
друг у друга. Ренуар воспринял от Моне манеру изображать детали. Добиваясь
оптического эффекта, Моне в это время дробил форму мазками чистого цвета,
хроматически сопоставляя тона. Ренуар в свою очередь пробудил у Моне
желание наполнять пейзажи фигурами, сливая их с окружением.
Ренуар был воистину стойким оптимистом, которого вряд ли что могло
заставить сдаться. И это помогало ему в течение всей его жизни. После
выставки 1874 года он и Моне были практически изничтожены критикой и
публикой. Их надежды на продажу картин лопнули, как мыльный пузырь. И все
же, несмотря на бедность и непризнание, они продолжали работать. Им удалось
найти немного денег, снять мастерскую, где они сами готовили себе еду, и
даже нанимать натурщиц. Лишь только после того как в 1877 году Ренуар
закончил картину ”Бал в Мулен де ла Галетт”, критики стали более
благосклонными. Это произведение, радостное, шумное, пронизанное солнечным
светом, наполненное любовью и беззаботным смехом, - шедевр художника, -
изображает излюбленное место развлечения парижан.
Ренуар не выставлял свои работы вместе с другими импрессионистами в 1879
и 1881 годах. Сначала он уехал на полгода в Алжир, затем, в 1881 году, в
Гернси и, наконец, со своей молодой женой Алиной Шарига, в Италию.
Искусство великих итальянских мастеров произвело на него такое сильное
впечатление, что он по-новому взглянул на пройденный путь, на свой
художественный метод и на направление творчества. “Я дошел до конца
импрессионизма и понял, что не умею ни писать, ни рисовать”, - признавался
он позднее.
Свет Средиземноморья наполнил палитру Ренуара. Отныне он все более
стремился к тому, чтобы выразить в своем искусстве преклонение перед
женщиной, создав серию изображений чувственных, восхитительных и манящих
обнаженных моделей. Ни одному художнику не удавалась дотоле передать на
полотне с таким блеском и такой правдивостью шелковистость, блеск и
прозрачность человеческой кожи. Но в отличие от Дега, композиции Ренуара
всегда производят впечатление искусно сделанных и тщательно построенных.
С 1903 года семейство Ренуара регулярно выезжало на юг Франции на свою
виллу “Колетт” в Кань. Холодные тона севера сменили более мягкие и теплые
краски Ривьеры.
Переезд в Кань был вызван прогрессирующим артритом, который парализовал
руки и ноги художника. Чтобы писать, он был вынужден привязывать кисть к
руке. В 1912 году, за семь лет до смерти Ренуара, его посетил Поль Дюран-
Рюэль, который писал, что нашел художника ”в том же самом печальном
состоянии, но, как всегда, поражающим силой своего характера. Он не может
ни ходить, ни даже подняться с инвалидного кресла. Два человека должны
носить его повсюду. Какая мука! И наряду с этим то же веселое настроение,
та же радость, когда он бывает в состоянии писать”. [3]
Писсарро.
Многие художники разделяли идеи и цели импрессионизма, но лишь два из
них последовательно шли по избранному пути - Моне и Писсарро. Ученик Коро,
Писсарро был старше остальных членов группы импрессионистов, своего рода ее
“отцом”. Он родился на островах Антильского архипелага, вместе с родителями
переехал в Париж и там учился в Школе изящных искусств и академии Сюиса. В
шестидесятые годы его пейзажи, милые, отнюдь не бунтарские, были приняты в
Салон. Однако, преодолев влияние Коро и выработав собственный стиль,
Писсарро оказался в числе тех, кто не мог продать свои картины, и было
время, когда он чуть было не отказался от занятий живописью.
Условия его жизни были суровыми, средств едва хватало, чтобы прокормить
многочисленную семью. В 1870 году прусская армия дошла до ворот Парижа. Дом
Писсарро в Лувесьенне был захвачен пруссаками, превращен в бойню, а его
картины служили фартуками или настилом по грязи в саду. Писсарро был в это
время в Англии. Вмести с Моне он писал на пленэре лондонские пейзажи.
Вернувшись в Париж, Писсарро скоро понял, что, в сущности, ничего не
изменилось, хотя империю сменила республика и прежние кумиры, козалось,
были низвергнуты. Но в 1871 году был арестован Курбе. Базиль погиб на
войне. Салон стал еще более реакционным. К тому же война, конфискации и
Комунна лишили буржуа возможности покупать картины.
В это время Писсарро взял под свое покровительство молодого живописца
Поля Сезанна. Писсарро помог ему понять, что цвет в пейзаже может быть не
только предметным, но и создавать форму. Краски, положенные рядом,
взаимодействуют, вибрируют. Короткие мазки точно найденного цветового тона,
крестообразно нанесенные параллельными диагоналями, могут создавать
впечатление глубины и передавать ритм. С 1872 по 1877 год Сезанн находился
под сильным влиянием Писсарро. Позднее подлинной страстью Сезанна стала
внутренняя структура пейзажа.
Незгибаемый Писарро никогда не сходил с избранного пути и был
единственным художником, который предоставлял своей работой на все выставки
импрессионистов. Лишь в конце жизни он обрел почет и признание. И хотя
Писсарро главным образом был пейзажистом, он создал также несколько
рисунков, посвященных социальной и политической жизни Парижа. [3]
Сислей.
Пейзажистом был и Альфред Сислей. Англичанин по происхождению, он
родился в Париже и жил там до восемнадцати лет. Первоначально в его
живописной манере не было новаторских устремлений, характерных для ранних
работ Моне и Ренуара. Отец Сислея разорился после франко-прусской войны, и
художник был вынужден зарабатывать на жизнь только своей живописью, которая
с течением времени претерпела значительные изменения. Сислею удавалось
убедительно и точно передавать состояния природы и эффекты, порожденные
бурей, снегопадом, туманом или наводнением, и при этом донести поэтическое
настроение мгновения. С 1885 года Сислей находился под сильным влиянием
Моне и использовал хроматические, мерцающие краски, которые столь часто
вели к дематериализации предметов в его композициях.
Материальное положение Сислея было очень тяжелым, он едва мог содержать
семью и наверное бы погиб, если бы не помощь Дюран-Рюэля, поскольку после
смерти отца в 1870 году он лишился твердой материальной поддержки. Он вышел
из группы импрессионистов и уединенно жил в Лувесьенне. В январе 1899 года
у него был Моне. Больной и измученный Сислей просил его позаботиться о жене
и детях. После смерти художника в его мастерской осталось множество картин.
Аукцион, устроенный при содействии Моне в Море близ Фонтенбло, имел полный
успех. Как это нередко бывает, картины художника начинают ценить лишь после
его смерти.
Многие картины Сислея чаруют своей ясностью и меланхолической грустью.
Он не стремился к нарочитым эффектам и работал ограниченной палитрой
красок. Его поэтому не считали подлинным импрессионистом. Безусловно он не
обладал масштабом Моне или Дега, но среди импрессионистов он, как и
Писсарро, создал самые умиротворенные и прекрасные пейзажи. [3]
Берта Моризо.
Берта Моризо была красивой, образованной и интеллигентной молодой
женщиной, которая вошла в круг импрессионистов благодаря дружбе с Мане. Она
была необычайно талантлива. Внучка Фрагонара, Берта Моризо без труда
оказалась в числе тех, кому был открыт путь в Салон. Впервые она выставила
там свои работы в 1864 году, когда ей было 23 года. Сначала она училась у
Коро, затем, познакомившись с Мане, примкнула к импрессионистам. Вопреки
возражениям Мане, она приняла участие в организации первой их выставки и
показала девять своих работ. Шквальный огонь критики не миновал и Берту
Моризо, но она восприняла его стоически.
Мане впервые встретил Берту Моризо в Лувре, где он копировал одну из
работ Рубенса. Фантен-Латур представил их друг другу. Мане просил ее
позировать для картины “Балкон”, которую он в следующем году выставил в
Салоне. И хотя оба они испытывали сильное влечение друг к другу, но Мане
сумел сохранить дистанцию, и нет никаких свидетельств, что она была его
возлюбленной. Их дружба продолжалась шесть лет, затем Берта вышла замуж за
младшего брата Мане Эжена. Супружеская пара поселилась на улице Вильжюст.
Их дом стал местом встреч импрессионистов и стартовой площадкой для многих
молодых писателей и поэтов того времени.[3]
Конец.
В восьмидесятые годы группа импрессионистов постепенно распалась, каждый
из ее членов шел теперь своим путем. Моне уехал в Живерни, Ренуар - на юг
Франции, в Кань. Только Мане, Дега и Писсарро оставались в Париже, все
больше теряя друг друга из виду. Времена шестидесятых годов базвозвратно
прошли. Первым признаком нарушения “верности” содружеству было решение
Ренуара выставить в Салоне 1879 года “Портрет мадам Шарпантье с детьми”,
который, вопреки всем ожиданиям, имел успех. В 1880 году Моне также послал
в Салон два пейзажа, и они были благосклонно приняты. Дега считал подобное
поведение недопустимым попранием всех совместно установленных принципов и
долгое время нелестно отзывался о своих друзьях. Он еще мог примириться со
стремлением Мане к официальным почестям и наградам, но то, что по другую
сторону оказались Ренуар и Моне, означало для него решительный отказ от
всех совместных целей, и он не желал иметь с ними ничего общего. [4]
“Новое мироощущение” Австро-немецкого импрессионизма.