Импрессионизм как явление в культуре

Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было

интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не

только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что

импрессионизм пришел в этот регион извне, из Франции. Рейтерсверд

свидетельствует: “В Германии знакомство с живописью импрессионистов

состоялось только осенью 1882 года. Богатый русский частный коллекционер в

Берлине, профессор Карл Бернштейн, по мнению Лафорга “единственный знаток

современной французской культуры в немецкой столице”, в начале года по

совету своего кузена Шарля Эфрусси купил десяток полотен и акварелей работы

Мане, Моне, Сислея, Писсарро и Берты Моризо и пригласил художников и

знатоков искусства для осмотра новых приобретений”. По свидетельству

присутствующих, “знатоки” перепугались. [1]

Распространение импрессионизма в Германии и Австрии стимулировалось и

тем, что этот пришелец, наделавший столько переполоха, должен быть изучен и

представлен зрителю, читателю да и “знатокам”. Дело осложнялось еще и тем,

что почти одновременно извне приходили сюда, как и в США, и импрессионизм,

и натурализм, и реализм, то есть все варианты искусства конца века,

ссылавшиеся на природу как на свой прямой источник. В затхлой и

консервативной атмосфере вильгельмовской империи любой призыв к природе

звучал дерзко и возбуждающе.

В Германии ключевую позицию сразу же в 80-е годы занял натурализм, ибо

именно он осуществлял призыв к природе, заявку на точность, правдивость,

как казалось, самым последовательным, самым очевидным образом. У немцев,

для которых самым актуальным в конце девятнадцатого века был лозунг –

создать современное национальное искусство, натурализм без труда сливался с

реализмом, ибо натуралистическая достоверность представлялась в Германии

достоверностью национальной, казалась открытием немецкой почвы, народной

основы. “Натуралистическая” эстетика в Германии 80-х годов – это эстетика

национального искусства “…четыре корня современного искусства –

национальность, демократия, субъективный и объективный реализм”. В этой

концепции немецкого натуралистического реализма нашел себе место и немецкий

“натуралистический импрессионизм”.

Импрессионистические свойства раннего немецкого натурализма проявились

вполне очевидно в произведениях некоторых авторов. Так, “Весна” Иоганнеса

Шлафа является характерным образчиком импрессионистической прозы. “Я “

пристально вглядывается в весенний пейзаж ограничивая себя узким кругозором

“лежу я глубоко в траве, под ясным солнце, руки под затылком,

посвистываю…”. Такое ограничение дает возможность рассматривать очень

пристально, фиксируя, как положенно импрессионисту, переливы света, игру

красок.

В своеобразном, пантеистическом варианте проступает у Шлафа

импрессионистическое взаимопроникновение внешнего и внутреннего миров. Мир

внешний – прямое отражение внутреннего. “Весна” души творит весенний

пейзаж. Одновременно и душа оказывается прямым производным от всеобщего

цветения. Именно поэтому “Я” столь безлико, может без труда принимать любые

формы одного и того же “весеннего” состояния, включаться в хоровод красок,

в игру ярких цветов, где легко и просто меняются наряды. Все бытие, по

Шлафу, - это “ликующая, пронзительная, сладкая, как ясный колокольчик,

хохочющая, щебечущая, миллионноголосая радость”.

В отличии от Франции, в Германии импрессионизм осознавался как следующий

за натурализмом этап, как составная часть литературного течения,

определившегося в результате распада натурализма. В Германии отпочкование

импрессионизма стало символом поворотом от аморфного натурализма 80-х годов

к не менее аморфному “неоромантизму” 90-х годов, к экспрессионизму. Вот

почему импрессионизм в конце девятнадцатого века в Германии воспринимается

как самое характерное воплощение “конца века”, то есть не столько как

художественный стиль или даже метод, сколько как мировосприятие, философия,

жизненная позиция в широком смысле слова. [1]

“Стиль жизни” английского импрессионизма.

В Англии художественные течения “конца века” складывались не столько как

стили искусства, сколько как стили жизни. Течения “конца века” определились

в Англии позже, чем во Франции. Сдерживало “викторианство”, отсутствие

должных контактов с Францией.

Английский теоретик искусства Уолтер Пейтер сформулировал нормы

импрессионистического поведения. Он не претендовал на роль провозвестника

художественных открытий, не оформлял никаких литературных доктрин, не

заявлял о какой-нибудь школе. Не стиль искусства, а стиль восприятия

искусства пытался он определить. Стиль поведения перед лицом произведения

искусства. В своей книге “Ренессанс” Пейтер так формулирует задачу: ”Что же

означает для меня такая-то песня или картина, тот или иной пленительный

образ книги или жизни? Как он действует на меня?”. Видно, что занимает его

действительно восприятие, а не создание искусства, поведение зрителя, а не

художника. Это поведение может быть названо импрессионистическим. Пейтер

категорически подчеркивал, что речь идет только о его восприятии картины и

поэтому сравнивал воспринимающего субъекта с узником одиночной камеры.

Итак, импрессионизм в Англии не сложился в четко обозначенных границах

художественной школы. Соответственно, расплывчатые характеристики – не

редкость в работах, подытоживающих развитие английского искусства на рубеже

XIX- XX веков. Новые тенденции могут именоваться “в литературе реализмом, в

живописи - импрессионизмом”. “Современные идеи” таковы и так осуществляются

различными художниками, что каждый из них оказывается импрессионистом “на

свой лад”; классифицируются различные типы “компромиссов с

импрессионизмом”, в результате чего совершенно неопределенным предстает

именно импрессионизм, как явление в культуре. [1]

Заключение.

Как художественное течение импрессионизм довольно быстро исчерпал свои

возможности, даже импрессионисты первого поколения ощутили на себе всю

пагубность своего метода. Если их самих объединял какой-то особенный стиль,

вкус жизни и этому не вредили ни разность взглядов и характеров, ни

общественное положение, ни даже личная вражда, то их поздние картины ясно

свидетельствуют о глубоком кризисе. По мнению М.Аплатова, “чистого

импрессионизма, вероятно, не существовало… Импрессионизм – не доктрина, он

не мог бы иметь канонизированных форм… Французским художникам-

импрессионистам в различной степени присущи те или иные

импрессионистические и неимпрессионистические черты, и если мы будем

отсеивать тех, кто от импрессионизма отступал, останется только разве один

Моне, да и у него далеко не все картины будут вполне импрессионистичными”.

Классический французский импрессионизм был слишком узок, и немногие всю

жизнь оставались верными его принципам, возможно – Писсарро и

эволюционировавший лишь внешне Ренуар.

Понятие “импрессионизм” намного шире названия течения французской

живописи конца 19 века. Как творческий метод, система мироощущения и

самовыражения художника импрессионизм, вероятно, всегда присутствовал в

истории искусства задолго до появления этого слова. О.Шпенглер в соей книге

“Закат Европы” писал “…импрессионизм есть широкое выражение определенного

мирочувствования, и этим объясняется тот факт, что им проникнута вся

физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистическая

математика… существует импрессионистическая физика… этика, трагедия,

логика”. По мнению Шпенглера, импрессионизм – одна из характерных черт

разрушения целостности мировоззрения, признак “заката Европы”. [2]

И все же, после французских импрессионистов мир живописи стал иным.

Художники уже не могли писать по старому. Однако изменения мировосприятия,

сыгравшие столь роковую роль для всего развития искусства 20-го века, не

были отрешением от условностей живописи.

Импрессионисты не стали писать ближе к природе, чем, скажем, художники-

академисты, они лишь “ввели новые условности формы и цвета, от которых

последующие поколения не могли отделаться… это был лишь новый эквивалент

точности воспроизведения”. В процессе развития импрессионистического метода

субъективность живописного восприятия преодолевала предметность и

поднималась на все более высокий формальный уровень,открывая пути всем

течениям постимпрессионизма, в том числе символизму Гогена и

экспрессионизму Ван Гога.

Верные своим принципам “старшие импрессионисты” неприязненно относились

к опытам Гогена и Ван Гога, но именно последние, включая, конечно, Сезанна,

открыли новые пути в живописи, а не Моне, Ренуар, Писсарро или Сислей.[2]

Список литературы.

1. Андреев Л. Г. “Импрессионизм.” М., МГУ.1980г.

2. Власов В. Г. “Cтили в искусстве.” Спб., “Лита”. 1998г.

3. Ревалд Д. “История импрессионизма”. М., “Республика.”

1997г.

4. Хилл Я. Б. “Импрессионизм. Новые пути в искусстве.” М.,

“Арт-Родник”.1995г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать