Искусство

Искусство

Египет

Древнее царство 30-23вв. (распад)

Среднее 21-18 вв. (гиксосы)

Новое 16-11вв.

Позднее 10 в – 343г. до Р.Х.

Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал

Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала –

насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги

побеждающих номов. Остались Нижний и Верхний – Амон + Ра = Амонра. Ра – бог

солнца, Осирис – предвосхитил Христа, Исида – материнства, плодородия,

Хатор – богиня неба, Тот – бог Луны и времени. Ка, Ба.

Архитектура

Только гробницы, т. к. остальные сооружения – деревянные. Пирамиды. Сначала

– холм, обложенный плитами – мастаба. Потом достраивались ступени. У

египтян – колонны – декор ф-ии.

Первая – Джосера 26 в (60м). Была окружена комплексом погребений. Имхотеп –

её создатель, обожествлённый впоследствии.

Снофру в Медуме. 26в. (75м). Первая классическая после мастаба. Рухнула из-

за большого угла.

Для Снофру в Дахшуре (100м)

Комплекс в Гизе. 26 в. 4-ая династия. Хеопса (146м), Хефрена (143м),

Микерина (80м). Последняя – на возвышении. Сфнкс – Хеопс (20 м).

Геометризм. Соперничество с природой. S=52 900м2 2300000 глыб по 2,5 тонн.

Возводили 100 000 чек 20 лет – по Геродоту.

Углубление пирамид. Комплекс пирамид в Мироэ (н.цар.)

Н. и Ср. царств. – акцент на храмовую арх. Храм Хатшепсут в Деир-эль-

Бахари. Арх. Сенмут 15 в.

Храм Амона в Карнаке 15-13 вв. Бараноголовые сфинксы.

Храм Амона в Луксоре. Злдчий – Аменхотеп Младший 15 в.

Храм Рамзэса II в Абу-Симбеле 13 в. на восток Статуи-20м

Изобразит. искусство

Алебастровый сосуд. (Гробница Тутанхамона)

Плита царя Нармера ~ 30 в. из Гиераконполя. Каир. Египетский стиль

изображения фигур.

«Ти, наблюдающий за охотой на гиппопотама». ~ 24 в. Гробница Ти. Саккара

Барельеф

Фараон Микерин с женой. Гиза. 2571. Бостон.

«Кормление ориксов». ~ 1920. Гробница Хнемхотепа.

Крышка гроба Тутанхамона. ~1340. (250 фунтов). Стиль Эхнат.

Царица Нефертити ~1360 Берлин. 50 см. бюст.

Искусство Крита и Микен и Кикладского архипелага 30-11 вв.

Древнее, среднее и позднее.

На Кикладах – только каменные гробницы. Но среди вещей – мраморные идолы –

женские фигуры со сложенными на груди руками – богиня плодородия Древнего

Востока. Клинообразное тело, овальная голова. Варьируется размер. Кажутся

примитивными, но они – потомки грубых, с женскими атрибутами

палеолитических идолов. Изящные «Девические» фигуры.

Минойское. Самое древнее и богат.

После 20 в возникает письменность, городская цивилиз. с дворцами.

Строительство в Кноссе, Фесте, Маллии. В 17в. – разрушены. Снова выстроены,

в 15в. опять разрушены.

Много мелких помещений, хорошая вентиляция, изящная роспись, качественная

кладка, но колонный – всегда из дерева (ствол, сужающийся книзу, капитель-

подушка). Главные сцены изображения – птицы и животные, обитатели моря,

роскошная растит. Фреска в покоях королевы с изобр. Дельфинов и рыбы.

«Фреска с тореодором» ~1500 – религ. ритуал.

Микенское. Микены – крупнейший город на побережье. До 16в. – бронзовые

орудия и глиняная посуда, но после появляются «гробницы-улья». Расцвет –

13в. «Сокровищница Атреев» 1300-1250 Аккуратные каменные блоки. Дворец –

крепость на холме. «Львиные ворота». Гигантские глыбы вызывали страх у

потомков. Над воротами – барельеф львов. В фигурах – влияние Передней Азии.

Ордер

3, но на самом деле 2, т. к. коринф. – разновидность ионич.

Портик. Порта – ворота. Колонн – чётное число. Искажения: антаблемент и

стилобат вогнуты, интерколоннии сужали, т.к. они на фоне тёмной целлы.

Каннелюры – для передачи силы вертикальными линиями. Для напряжения – на

1/3 высоты – утолщение (энтазис). Капитель – расплющенное дерево. Желобки

триглифов – движение каннелюров.

Дорич. – самый др. 3 части: ступенчатая платформа, колонны, антаблемент.

Основание – стереобат, стилобат (на нём стоят колонны); колонны – ствол с

каннелюрами, капитель (эхин и абак); антаблемент состоит из архитрава

(продольная балка), фриза (перемежающиеся триглифы и метопы) и карниза

(фронтон (двухскатная крыша), тимпан, наклонный слезник и сима). Отношение

d/h = 1/6.

Ионич. – вытянутые пропорции, наличием базы, валютой вместо эхина,

трехчастным архитравом и единым фризом. Отношение d/h = 1/7. Коринф. – ещё

вытянутее. Капитель стилизована под корзину с цветами. d/h = 1/8.

Предположение, что ордер заимств. у египтян – вывернутый храм, традиционная

имитация дерева.

Храм Гефеста. нач. 5 в.

Храм Посейдона. Пестум. 5в.

Овический орнамент под капителью дор. ордера.

Храм Геры (1). Пестум. 6в.

Храм Конкордии в Акраганде ( 2 пол 5в.)

Акрополь

Иктин и Калликрат. Акрополь (5в.). Перикл решил не восстан. старые храмы, а

построить новый комплекс после персид. войны. Это расцвет классич.

искусства. Основной храм – Парфенон. Всеобщие шествия. В 3 год олимпиады –

больш. Панафинеи - новый пеплос Афине Парфенос (девы). Статуя Геры (12м) –

Фидий в хрисо-элефантинной технике. Через Пропилеи (Мнесикл) (парадные

ворота), мимо Афины Промахос, вокруг Парфенона (идея со всех сторон). На

утёсе – храм Ники апторос (бескрылой). Парфенон (448-432) – 31x70м. Колонны

– 10,5 м. Образ торжественности, праздничности. Равновесие пластики и

простр. Маленький антаблемент. 2 части внутри – задн. (архив,

сокровищница), передняя – П-образн. колоннада (ионическая). По фризу –

изобр. Панафиней. Напротив Парф. – Эрехтейон (421-406). На старом

светилище. Посвящён 3 богам – вост. портик – Афине (глухой), сев. –

Посейдону (глубокий), южн. – Эрехтее (портик кареотид).

Скульптура архаики 7-6в

Стоящий юноша (курос)~ 600 Мрамор. Метрополитен. Очень похож на Микерина,

но греки уже отошли от камня и делают людей, а не статуи. Широко открытые

глаза и взгляд.

Девушка (кора) в дорическом пеплосе. ~530. Афины. «Архаическая улыбка».

Кого они изображали? Это герои - среднее между богами и людьми.

Устанавливались на могилы.

От египтян и Азии заимствовано и монумент. иск. Основное «поле» - фронтон.

«Битва богов и гигантов». Дельфы. ~ 530. Повествовательный х-р, как в

Египте. Чем ближе чек – тем объёмнее.

Позже от групп отказываются. «Умирающий войн» фронтон храма Афайи в Эгине.

~ 490. Органичное и естественное тело, Благородство и твёрдость духа при

смерти воплощаются в великолепных линиях тела.

Скульпт. высокой классики 5в.

Греки научили свои статуи «стоять вольно». Стоящий юноша «Мальчик Крития».

~ 480. Афины. Стоит мягче. Тяжесть на одну ногу (равновесие). Изменение

пластики тела. Нужда в «арх улыбке» - признаке жизни – отпала. Задумчивое

выражение.

Лучшая из статуй такого стиля – более 2м. Обнажённый бронзовый Посейдон

(Зевс) с трезубцем (молнией) в руке. 460г. Грозный жест. Поза атлета.

Монументальная скульпт. тоже изменяется. «Умирающая Ниобида»~440. Рим.

Настолько гармонична, что догадаться о первоначальном предназн. Для

фронтона сложно. Оскорбила Мать Артемиды и Аполлона, что её дети – лучше.

Стрела поразила её в спину. Нагота – драматический приём (первая известная

женская). Переживания и на лице.

Самая большая группа – Остатки фронтона Парфенона. «Три богини» ~438.

Лондон. Поэзия бытия. Тонкие струящиеся одежды. Особое пространство, т.к.

проработан объём. Сложные позы и естественность. Заключены в рамку фронтона

– позже – нет.

Битва греков с амазонками. ~359. Лондон.

«Ника, развязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. 409г.

Поликлет. «Дорифор». ~440г. Олимпийский победитель в метании копья. Мотив

движения – поднятая пятка.

Поликтет. «Диодумен». Выгнётость тела, классические пропорции.

Мирон. «Дискобол». Очень сложная пластика. Миг статики между двумя

движениями.

Мирон. «Марсий» вплощение природы. Неловкий жест, патлатость.

Лисипп (Апоксимен). «Атлет, счищающий с себя масло и песок». 2 пол. 4 в.

Рим.

Леохар. «Аполлон Бельведерский» кон. 4в.

Скульпт. поздней классики 4в.

После поражения в Пелопонесской войне, афинская традиция существовала ещё 3

века Общественность ослабевает, личность обособляется. В позднюю классику

тяготение к конкретности переживаний и характерности. Появляются опоры Тела

малоустойчивы.

Пракситель. «Гермес с Дионисом». 4в. Особая мягкость лепки.

Пракситель. «Аполлон». 4в. Охота на ящерицу требует напряжения, но он

неустойчив.

Скопас. «Менада». 4в. Антагонист Праксителя. Страстный, огненный художник.

Его образы – динамичны, активны.

Скульпт. Эллинизма 4-1 н. э.

После распада Империи Македонского, эллинская культура оседает во всех

странах-колониях. Именно вещи, созданные в этот период мы считаем за

канонические.

Ника Самофракийская. 4в. Воплощение радостного пафоса

«Афродита Милосская» Агесандр. 3-2в. не характерна для своего времени. Были

в моде более чувственные, пафосные произв. Она слишком спокойна.

«Алтарь Зевса в Пергаме» ~180. В честь победы над галлами. Страшная битва

богов и гигантов. Как здесь их никогда не трактовали раньше: могучие тела,

запутанная композиция, борющимся тесно, масса подавила пространство. Клубок

тел, а они ещё классические.

Классический облик обретает суховатую импозантность – «камея Гонзаго» 3 в.

Эриния. Фрагмент фриза.

Умирающий галл. Копия с бронзового оригинала 230. Из Пергама. Рим.

Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в

Пергаме. Берлин.

Греческая ваза.

Виды: Кратер (для разбавления вина), Стамнос, Амфора, Гидрия, Пелика,

Ойнохоя, Килик (из него пили), Лекиф, Канфар, Скифос.

В период архаики: улучшение техники изгот. (рецепт, обжиг), появляются

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать