Искусство
Египет
Древнее царство 30-23вв. (распад)
Среднее 21-18 вв. (гиксосы)
Новое 16-11вв.
Позднее 10 в – 343г. до Р.Х.
Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал
Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала –
насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги
побеждающих номов. Остались Нижний и Верхний – Амон + Ра = Амонра. Ра – бог
солнца, Осирис – предвосхитил Христа, Исида – материнства, плодородия,
Хатор – богиня неба, Тот – бог Луны и времени. Ка, Ба.
Архитектура
Только гробницы, т. к. остальные сооружения – деревянные. Пирамиды. Сначала
– холм, обложенный плитами – мастаба. Потом достраивались ступени. У
египтян – колонны – декор ф-ии.
Первая – Джосера 26 в (60м). Была окружена комплексом погребений. Имхотеп –
её создатель, обожествлённый впоследствии.
Снофру в Медуме. 26в. (75м). Первая классическая после мастаба. Рухнула из-
за большого угла.
Для Снофру в Дахшуре (100м)
Комплекс в Гизе. 26 в. 4-ая династия. Хеопса (146м), Хефрена (143м),
Микерина (80м). Последняя – на возвышении. Сфнкс – Хеопс (20 м).
Геометризм. Соперничество с природой. S=52 900м2 2300000 глыб по 2,5 тонн.
Возводили 100 000 чек 20 лет – по Геродоту.
Углубление пирамид. Комплекс пирамид в Мироэ (н.цар.)
Н. и Ср. царств. – акцент на храмовую арх. Храм Хатшепсут в Деир-эль-
Бахари. Арх. Сенмут 15 в.
Храм Амона в Карнаке 15-13 вв. Бараноголовые сфинксы.
Храм Амона в Луксоре. Злдчий – Аменхотеп Младший 15 в.
Храм Рамзэса II в Абу-Симбеле 13 в. на восток Статуи-20м
Изобразит. искусство
Алебастровый сосуд. (Гробница Тутанхамона)
Плита царя Нармера ~ 30 в. из Гиераконполя. Каир. Египетский стиль
изображения фигур.
«Ти, наблюдающий за охотой на гиппопотама». ~ 24 в. Гробница Ти. Саккара
Барельеф
Фараон Микерин с женой. Гиза. 2571. Бостон.
«Кормление ориксов». ~ 1920. Гробница Хнемхотепа.
Крышка гроба Тутанхамона. ~1340. (250 фунтов). Стиль Эхнат.
Царица Нефертити ~1360 Берлин. 50 см. бюст.
Искусство Крита и Микен и Кикладского архипелага 30-11 вв.
Древнее, среднее и позднее.
На Кикладах – только каменные гробницы. Но среди вещей – мраморные идолы –
женские фигуры со сложенными на груди руками – богиня плодородия Древнего
Востока. Клинообразное тело, овальная голова. Варьируется размер. Кажутся
примитивными, но они – потомки грубых, с женскими атрибутами
палеолитических идолов. Изящные «Девические» фигуры.
Минойское. Самое древнее и богат.
После 20 в возникает письменность, городская цивилиз. с дворцами.
Строительство в Кноссе, Фесте, Маллии. В 17в. – разрушены. Снова выстроены,
в 15в. опять разрушены.
Много мелких помещений, хорошая вентиляция, изящная роспись, качественная
кладка, но колонный – всегда из дерева (ствол, сужающийся книзу, капитель-
подушка). Главные сцены изображения – птицы и животные, обитатели моря,
роскошная растит. Фреска в покоях королевы с изобр. Дельфинов и рыбы.
«Фреска с тореодором» ~1500 – религ. ритуал.
Микенское. Микены – крупнейший город на побережье. До 16в. – бронзовые
орудия и глиняная посуда, но после появляются «гробницы-улья». Расцвет –
13в. «Сокровищница Атреев» 1300-1250 Аккуратные каменные блоки. Дворец –
крепость на холме. «Львиные ворота». Гигантские глыбы вызывали страх у
потомков. Над воротами – барельеф львов. В фигурах – влияние Передней Азии.
Ордер
3, но на самом деле 2, т. к. коринф. – разновидность ионич.
Портик. Порта – ворота. Колонн – чётное число. Искажения: антаблемент и
стилобат вогнуты, интерколоннии сужали, т.к. они на фоне тёмной целлы.
Каннелюры – для передачи силы вертикальными линиями. Для напряжения – на
1/3 высоты – утолщение (энтазис). Капитель – расплющенное дерево. Желобки
триглифов – движение каннелюров.
Дорич. – самый др. 3 части: ступенчатая платформа, колонны, антаблемент.
Основание – стереобат, стилобат (на нём стоят колонны); колонны – ствол с
каннелюрами, капитель (эхин и абак); антаблемент состоит из архитрава
(продольная балка), фриза (перемежающиеся триглифы и метопы) и карниза
(фронтон (двухскатная крыша), тимпан, наклонный слезник и сима). Отношение
d/h = 1/6.
Ионич. – вытянутые пропорции, наличием базы, валютой вместо эхина,
трехчастным архитравом и единым фризом. Отношение d/h = 1/7. Коринф. – ещё
вытянутее. Капитель стилизована под корзину с цветами. d/h = 1/8.
Предположение, что ордер заимств. у египтян – вывернутый храм, традиционная
имитация дерева.
Храм Гефеста. нач. 5 в.
Храм Посейдона. Пестум. 5в.
Овический орнамент под капителью дор. ордера.
Храм Геры (1). Пестум. 6в.
Храм Конкордии в Акраганде ( 2 пол 5в.)
Акрополь
Иктин и Калликрат. Акрополь (5в.). Перикл решил не восстан. старые храмы, а
построить новый комплекс после персид. войны. Это расцвет классич.
искусства. Основной храм – Парфенон. Всеобщие шествия. В 3 год олимпиады –
больш. Панафинеи - новый пеплос Афине Парфенос (девы). Статуя Геры (12м) –
Фидий в хрисо-элефантинной технике. Через Пропилеи (Мнесикл) (парадные
ворота), мимо Афины Промахос, вокруг Парфенона (идея со всех сторон). На
утёсе – храм Ники апторос (бескрылой). Парфенон (448-432) – 31x70м. Колонны
– 10,5 м. Образ торжественности, праздничности. Равновесие пластики и
простр. Маленький антаблемент. 2 части внутри – задн. (архив,
сокровищница), передняя – П-образн. колоннада (ионическая). По фризу –
изобр. Панафиней. Напротив Парф. – Эрехтейон (421-406). На старом
светилище. Посвящён 3 богам – вост. портик – Афине (глухой), сев. –
Посейдону (глубокий), южн. – Эрехтее (портик кареотид).
Скульптура архаики 7-6в
Стоящий юноша (курос)~ 600 Мрамор. Метрополитен. Очень похож на Микерина,
но греки уже отошли от камня и делают людей, а не статуи. Широко открытые
глаза и взгляд.
Девушка (кора) в дорическом пеплосе. ~530. Афины. «Архаическая улыбка».
Кого они изображали? Это герои - среднее между богами и людьми.
Устанавливались на могилы.
От египтян и Азии заимствовано и монумент. иск. Основное «поле» - фронтон.
«Битва богов и гигантов». Дельфы. ~ 530. Повествовательный х-р, как в
Египте. Чем ближе чек – тем объёмнее.
Позже от групп отказываются. «Умирающий войн» фронтон храма Афайи в Эгине.
~ 490. Органичное и естественное тело, Благородство и твёрдость духа при
смерти воплощаются в великолепных линиях тела.
Скульпт. высокой классики 5в.
Греки научили свои статуи «стоять вольно». Стоящий юноша «Мальчик Крития».
~ 480. Афины. Стоит мягче. Тяжесть на одну ногу (равновесие). Изменение
пластики тела. Нужда в «арх улыбке» - признаке жизни – отпала. Задумчивое
выражение.
Лучшая из статуй такого стиля – более 2м. Обнажённый бронзовый Посейдон
(Зевс) с трезубцем (молнией) в руке. 460г. Грозный жест. Поза атлета.
Монументальная скульпт. тоже изменяется. «Умирающая Ниобида»~440. Рим.
Настолько гармонична, что догадаться о первоначальном предназн. Для
фронтона сложно. Оскорбила Мать Артемиды и Аполлона, что её дети – лучше.
Стрела поразила её в спину. Нагота – драматический приём (первая известная
женская). Переживания и на лице.
Самая большая группа – Остатки фронтона Парфенона. «Три богини» ~438.
Лондон. Поэзия бытия. Тонкие струящиеся одежды. Особое пространство, т.к.
проработан объём. Сложные позы и естественность. Заключены в рамку фронтона
– позже – нет.
Битва греков с амазонками. ~359. Лондон.
«Ника, развязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. 409г.
Поликлет. «Дорифор». ~440г. Олимпийский победитель в метании копья. Мотив
движения – поднятая пятка.
Поликтет. «Диодумен». Выгнётость тела, классические пропорции.
Мирон. «Дискобол». Очень сложная пластика. Миг статики между двумя
движениями.
Мирон. «Марсий» вплощение природы. Неловкий жест, патлатость.
Лисипп (Апоксимен). «Атлет, счищающий с себя масло и песок». 2 пол. 4 в.
Рим.
Леохар. «Аполлон Бельведерский» кон. 4в.
Скульпт. поздней классики 4в.
После поражения в Пелопонесской войне, афинская традиция существовала ещё 3
века Общественность ослабевает, личность обособляется. В позднюю классику
тяготение к конкретности переживаний и характерности. Появляются опоры Тела
малоустойчивы.
Пракситель. «Гермес с Дионисом». 4в. Особая мягкость лепки.
Пракситель. «Аполлон». 4в. Охота на ящерицу требует напряжения, но он
неустойчив.
Скопас. «Менада». 4в. Антагонист Праксителя. Страстный, огненный художник.
Его образы – динамичны, активны.
Скульпт. Эллинизма 4-1 н. э.
После распада Империи Македонского, эллинская культура оседает во всех
странах-колониях. Именно вещи, созданные в этот период мы считаем за
канонические.
Ника Самофракийская. 4в. Воплощение радостного пафоса
«Афродита Милосская» Агесандр. 3-2в. не характерна для своего времени. Были
в моде более чувственные, пафосные произв. Она слишком спокойна.
«Алтарь Зевса в Пергаме» ~180. В честь победы над галлами. Страшная битва
богов и гигантов. Как здесь их никогда не трактовали раньше: могучие тела,
запутанная композиция, борющимся тесно, масса подавила пространство. Клубок
тел, а они ещё классические.
Классический облик обретает суховатую импозантность – «камея Гонзаго» 3 в.
Эриния. Фрагмент фриза.
Умирающий галл. Копия с бронзового оригинала 230. Из Пергама. Рим.
Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в
Пергаме. Берлин.
Греческая ваза.
Виды: Кратер (для разбавления вина), Стамнос, Амфора, Гидрия, Пелика,
Ойнохоя, Килик (из него пили), Лекиф, Канфар, Скифос.
В период архаики: улучшение техники изгот. (рецепт, обжиг), появляются