тонкостенные, гладкая поверхность, стойкие цвета, эстетика форм, традиция
подписывать. 7в. центры – Родос, Самос, Коринф, Афины. Чёрнофигурная
техника. После 6в. краснофигурные.
Дипелонская погребальная амфора.
Ваза Франсуа. 560г. Флоренция. Фигурные мотивы.
Эксекий. Амфора с Ахиллом и Аяксом.
Килик Диониса.
Амфора с ласточкой 5в. ГЭ.
Возвращение с пира. 480.
Девушка у гробницы. 2 пол. 5в. Белофонные лекифы.
Конструктивные основы архитектуры Древнего Рима.
6в. до н.э. Капитолийская волчица – кормилица Ромула и Рэма Римляне –
потомки троянцев, выведенных из горящей Трои.
Римская Аппиева дорога.
Важнейшие нововведения:
бетон - смесь особого песка с бутом слегка смочённая и подогретая.
У греков – стоично-балочная конструкция. Излом. Узкие пролёты
Арка. Сила тяжести – на излом, сила – на распор. Их равнодействующая – по
диагонали. Равнодействующие взаимно уравновешиваются арками.
Градостроительство. Во многих провинциях города – на основе военных
стоянок. В Греции – гипподамова система (улицы под прямым углом), в Риме –
2 пересек. Улицы, в центре кот. Площадь с палатой Каструма. 4 ворот. С вот
на зап – Кардум, с сев. На юг – Декоманум. На римском форуме (площадь)
статуи периодически сносились. Форум Траяна 2в. Симметричная форма в
отличие от прежнего.
Римск арх.1
Акведук Клавдия. 72км. 2000м2 воды в день в Рим. 35 частных. Бассейны,
термы, ванны. Функциональное сооружение.
Гарский мост 1-2вв. р. Гар. Город Ним. h=50м.
Портемаджоре – большие ворота. h=27Система пролётов. 2 больших и 3 малых.
1в. до н. э. Аттик может заменить или сочетаться с фронтоном.
Театр
Ниже греч. Трагедии. Популярен мим.
Театр Марцелла 2 пол. I тыс. Римский театр возвышается над землёй, в
отличие от греч (арка, свод). Грек слит с миро, а римляне выстраивают
стенку за сценой.
Театр Верония. Они любили цирк, а не театр.
Амфитеатр (двойной полукруг) Амфитеатр Флавиев. Колоссеум. 75-80гг. Арена
54x86м, общие оси 156x188. Рассчитан на 70000 зрителей. 80 входов,
разделённых стеной. Правильные сектора. Бои групповые, инд.. В честь победы
над дакками – битвы 2 месяца 20000 чек, 19000 животных. Частные школы,
Капуанская школа. Прокат – 50 цистерциев, за смерть – 800.
Разрез Колизея. Сложная система разгрузочных сводов и балок. Толстые стены,
овальный в плане.
Под ареной пол раздвигается и наполняется водой. Водные бои. Навес
выдвигается
4 яруса. 44м. Декоративный греческий ордер. Полуколонны, хорошо выражающие
тяжесть. Дорич., ионич., коринф., пилястры.
Цирк в Дельфах. Конные бега. Овал. 700м.
Термы и госуд. и частн. Места общения, библиотеки, спортзалы. Термы
Каракаллы. 212-217гг. Главное здание 218x112м 1500чек. Фригидарий –
холодная вода, Тепидарий – тёплая вода. Кальдарий – горячая вода. Крестовые
своды, купола.
Римск арх.2
Виаромана. Дом для плебса. 3-4 этажа. Коридорная система. 1в. 1 этаж –
таберны (лавки).
Дом Альбуция Цельса в Помпеях. 1в. до н. э. Зал атриум – домашнего очага.
Перистильный, солнечный двор.
Дом Фавна в Помпеях. 1в.
Гробница-пирамида Цестия 80г. до н.э.
Мавзолей Еврисапа. конец 1в
Триумфальные арки. Пяты арок – импосты, дуга – архивольт, пазух – тимпан.
Арка Тита 81г н.э. Военная победа над еврейским восстанием. Перекрыта
аттиком. Декоративный ордер. Лепнина, прославительные надписи.
Арка Септимия. Трех пролетная. Центральная вдвое выше и шире боковых.
Арка Константина 315. Трёх пролётная много декора.
Триумфальная колонна Траяна 113. Рим.
Др. Римский храм
Приняли греческий пантеон. Но переоценка богов. Большое количество мелких.
Легко включали чужих. Практицизм в отношениях с богами. Суеверия, гадания.
Популярны древние, таинственные боги Востока.
Следование греческим образцам. Квадратный дом в Ниме (Франция) нач. 1в.
Односторонний стереобат. Глубокий портик – традиция этрусков. Предп.
коринф.
Храм Гесты в Тиволи. Круглый Толосс.
Пантеон. 125г. Гигантский цилиндр, перекрытый куполом и приставленный
глубокий портик – рев-ия. Не декорирован. Диаметр купола=высоте=43м.
Интерьер – богатый – золото, мрамор, цветные камни. Пространство
преобладает над пластикой впервые. Европейская архитектура пошла по этому
пути. Ниши – игра светотени, драматизация. Показать толщину стен, чтобы
оправдать мощь купола Кессоны, чтобы измельчить массу. В верху – бычий глаз
– освещение, вентиляция.
Базилика Константина. 315г. н. э. Христианский храм – суть Базилика.
Вытянутое здание в форме латичнского креста, разделённого на нефы (высота
центрального больше боковых).
Изобразит иск. Рима
Статуя Августа из Примо Порта. В рост, в парадных доспехах. Приветственный
жест. Могущество, энергия, сила, мощь. Необутые ноги- героическая нагота
Троян Музей в Остии.
Портрет старого Патриция.
Римлянин с головами предков 7в. до н. э.
Август I. Грекофильский период. Спокойная сила. 1в.
Император Нерва.
Калигула.
Нерон 60-68гг.
Римлянин из рода Флавиев. Рим. 90г.
Антиной. 1 пол 2в.Эпоха грекофилии. Имп. Адриан. 130-е
Время Марка Аврелия. 180-е. Мужской портрет. ГЭ. Пластика лица.
Интеллектуальная жизнь.
Голова юноши.
Сириянка 80-е ГЭ
Каркалла. 209г.
Константин. 330-е г. Музей Капитолия. Общие идеи. Почти фараон. Египетские
традиции.
Максимилиан Бас. Символизм.
Камея Гонзага. Копия.
Росписи. В Помпеях. Римский иллюзионизм. Имитация объёма, глубины. «Дом
Веттиев». Сложные сочетания архитектуры. 63-79гг.
«Вилла мистерий». Умели писать сложные группы. Позы, ракурсы, знание
анатомии.
Роспись дома в Эсквилине. Рим. «Лестригоны, бросающие камни в корабли
Одиссея». Настенная роспись. 1в до н. э.
Раннехристианское иск-во
Первые росписи в катакомбах.
«Молитва. Статика, разобщённость фигур, отсутствие глубины и объёма.
Простые позы, искажение анатомии, большие глаза. Стремление передать не
жизненные позы, а состояние молитвенного экстаза.
Скульптура Христа
Базилика. Трансепт, средокрестие, алтарная апсида.
Раннее средневековье.
Кельтско-германский звериный стиль. Деталь кошеля из погребения короля
англов близ Саттон Ху в ладье. 625-633. Деревянная голова животного из
ладьи в Осеберге. ~825. Осло.
Искусство Ирландии и Англии. Смесь звериного стиля и христианства.
Ирландские монастыри – средоточие науки и искусства. Страница с
изображением креста из Евангелия. ~700. Лондон. Звериный орнамент.
Скриптории – «типографии» Оформление. «Распятие» - пластина с переплёта.
VIII. Дублин.
Каролингская империя. Основана Карлом Великим. Первое Возрождение. «Одо из
Меца». Капелла К. Великого. Ахен 792-805. «План Сен-Галленского монастыря.
Искусство Оттоновской Германии. «Распятие Геро» ~1000. Дерево. Кёльнский
собор. Традиции Византии. «Собор Св. Михаила».Художественная работа по
металлу.
Романика
Условный термин.
Архитектура. Характерно увеличение размера зданий. Множество новшеств.
Церковь Сен-Сернен ~1100. Тулуз. Сложность плана. Большой объём, 4 нефа.
Разноуровневая крыша, контрфорсы.
Собор в Отёне ~1132. Стрельчатые арки – влияние Ислама.
Церковь Сент-Этьенн. Кан 1068г. Фасад почти без декора, только 4
контрфорса. Изящество.
Дерхемский собор. ~1130. Использован нервюрный, крестовый свод. Сложная
конструкция. 2 вида столбов.
Образец тосканской романики – комплекс в Пизе – Баптистерий, собор и
колокольня. 1053-1272гг. Поднялся трансепт, Купол над средокрестием. Декор.
Скульптура и живопись
Апостол. 1090г. Сен-Сернен. Влияние античности, но византийский источник.
Скульптурное изобр. более реально по сравнению с живописным, но и похоже на
идола.
Скульптура льва 1166. Брунсвик.
Работа с металлом. Рейнер из Гюи. Купель12в. Льеж.
В живописи мало изменений. Жанр книжной иллюстрации. «Св. евангелист Иоанн»
12в. Франция.
«Битва при Гастингсе». 11в. Франция. Вышивка.
Готика
Возникает во Франции и распростран. по всей Европе.
Архитектура.
Аббат Сугерий в сер 12 в. Перестраивает Сен-Дени (духовный центр
королевства). Повсеместен крестовый свод и стрельч. арки. Много света за
счёт контрфорсов. Это не изменённая романика, а нечто новое изначально.
Стремление «воплотить теологию в камне».
Нотр-Дам. Париж. Готика в городе. «Эпоха кафедральных соборов». Продольная
ось симметрии. Короткий трансепт. Изящество форм, использованы аркбутаны.
Стало элементом стиля, хотя имело ф-ии опоры. Геометричность, пропорцио-
нальность. Громздкие башни превращаются в ажурную ширму благодаря декору.
Шартрский собор. Сохранились 180 витржей. Впечатление «эфирного, неземного
света». Предельная каркасная конструкция. Цель – высота.
Реймский собор. Построен вскоре после Нотр-Дама.
Английская готика – тоже разновидность французской, а не местной романики.
Собор в Солсбери сер 13в. – раннеанглийский стиль. Собор растянулся. Башня
на средокрестии взвилась ввысь, а башенки сошли на нет.
Глостерский собор сер 13в.
В Германии готика приживается дольше. Сер. 14в. Церковь Св. Себальда в
Нюрнберге. Тяготение к зальности.
Итальянская готика стоит особняком. Церковь Санта-Кроче 13в. Флоренция.
Деревянный потолок. Готическая эмоциональн.
Флорентийский собор – гражданская гордость. Арнольдо ди Камбио. Особенность
– восьмиугольный купол.
Скульптура
Статуи косяка портала, Шартрский собор. Каждая имеет собств. ось, выдаётся
от стены. Возобновление скульптуры, реалистическая тенденция. Библейские
пророки, цари, царицы; Иисус с евангелистами и апостолами.
«Благовещение и встреча Марии с Елизаветой», западный портал Реймского