Искусство Греции
Музыкальный лицей НГК им. М. И. Глинки.
РЕФЕРАТ ПО
МХК
НА ТЕМУ:
“АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.”
Автор: Конньяков Л. В.
Класс: 8
Преподаватель: Робинсон Б. В.
г. N-ск,
2000.
Содержание.
I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы. 2
1. Предмет и значение литературы Древней Греции. 2
2. Античное рабовладельческое общество Греции. 2
3. Греческие племена и наречия. 3
4. Язык древнегреческой литературы. 3
II. Истоки древнегреческой литературы. 4
1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 4
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. 5
3. Народная песня, ее происхождение и формы. 6
III. Поэмы Гомера. 6
1. Сказание о Троянской войне. 6
2. Общий характер поэм. 7
3. Главные образы поэм. 8
4. Значение поэм Гомера. 10
IV. Формы лирической поэзии. 10
1. Греческая лирика и ее формы. 10
2. Элегия и ямб. 11
3. Эпиграммы. 11
4. Основные жанры прозаической литературы. 11
V. Литература эллинизма. 12
1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 12
2. Эллинистическая образованность. 12
3. Реализм и натурализм. 13
VI. Конец античной греческой литературы и 14
ранняя христианская литература.
1. Последние греческие поэты. 14
2. Греческая литература на рубеже с византийской. 14
VII. Значение греческой литературы для 14
для мировой цивилизации.
I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы.
1. Предмет и значение литературы Древней Греции.
Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще
литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За
продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические
условия жизни греческого народа, также изменился и язык.
При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы
можно разделить на четыре больших периода:
1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых
ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким
примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до
начала VI в н.э.;
2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской
империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя
(Византии) турками в 1453 г.;
3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;
4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829
г.) до наших дней.
Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой
культуры и литературы представляет первый период - античный.
Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то
вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши
общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и
многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной
культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие
представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело,
Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой
литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками -
М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и
другими.
2. Античное рабовладельческое общество.
Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда,
позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных
класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы
античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает
в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с
небольшой прилежащей к нему территорией.
Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы
устанавливаем следующие четыре периода:
1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II
до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства
устного народного творчества;
2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных
государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот
период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами
общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и
драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий -
перехода к эллинизму;
3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III
- I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и
преобладание изысканных форм в искусстве;
4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества
(I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к
установлению феодального строя, время замирания старых традиций и
возникновения новых - христианско-византийских.
3. Греческие племена и наречия.
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был
народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно
называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.
Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,
маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,
Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую
разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей
истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного
единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это
сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.
до н.э.
4. Язык древнегреческой литературы.
По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской
группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю
италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков
этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит
некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов
греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные
критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до
н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка( .
Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.
В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество
мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших
на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и
принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно
отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и
дорийцы.
Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась
особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта
легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для
эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной
лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел
особенно важное значение в литературе.
Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К
разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много
искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров
- эпоса, лирики и трагедии.
Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности
местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей
простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.
Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим
богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих
всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу
приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих
его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.
Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.
Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии
времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,
длительность и моментальность действия (аорист).
В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от
современного языка и от других европейских языков своими мелодическими
свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие
- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем
краткий, и обладал большей высотой звука( . Это создавало основу для
музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли
изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,
основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на
тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у
большинства европейских народов.
II. Истоки древнегреческой