Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко
отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.
“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного
повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми
событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом
“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,
описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.
Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из
которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже
расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.
Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на
идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает
правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой
жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.
3. Главные образы поэм.
Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных
типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын
Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,
олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,
которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и
двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев
его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он
становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-
401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских
пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он
смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему
за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского
воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель
враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор
является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В
трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.
Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.
Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.
Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем
превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,
392-502), где мы видим его как мужа и отца.
Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской
мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.
В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как
человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои
при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,
он имеет наготове целый запас вымышленных историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке
называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта
хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(.
В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.
Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких
лиц больше чем в “Одиссее”.
Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем
всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай
- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное
в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными
чертами.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который
любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,
он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными
чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.
По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он
отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой
всеми Елене он относится очень сердечно.
В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает
постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным
и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В
конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом
образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.
В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы
Андромахи и Пенелопы.
Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной
тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя
в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При
разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,
а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее
любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении
(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и
в позднейшие времена.
Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.
В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему
своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,
так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой
и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако
преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда
покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою
ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена
презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия
этого человека (III, 390-420).
Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,
простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи
“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и
жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.
4. Значение поэм Гомера.
Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -
“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не остались
принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а
стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его
историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в
Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они
стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные
части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.
Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был
любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.
IV. Формы лирической поэзии.
1. Греческая лирика и ее формы.
Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного
инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,
как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название
утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков
называлась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен
был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.
Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась
менее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая
первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только
декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб
и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в
чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с
музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называются
специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В
зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -
“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные
настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям
общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный
характер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано
оторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами.
2. Элегия и ямб.
Термином “элегия” в современном литературоведении называется
стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности
же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от
содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из
соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический
стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.
Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у
римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же
элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные
призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии
во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же
ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время