Искусство Греции

Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко

отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.

“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного

повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми

событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом

“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,

описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.

Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из

которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже

расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.

Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на

идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает

правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой

жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.

3. Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных

типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын

Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,

олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,

которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и

двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев

его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он

становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-

401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских

пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он

смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему

за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского

воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель

враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор

является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В

трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.

Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.

Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.

Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем

превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,

392-502), где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской

мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.

В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как

человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои

при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,

он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке

называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта

хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.

Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких

лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем

всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай

- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное

в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными

чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который

любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,

он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными

чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.

По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он

отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой

всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает

постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным

и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В

конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом

образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы

Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной

тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя

в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При

разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,

а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее

любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении

(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и

в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.

В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему

своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,

так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой

и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако

преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда

покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою

ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена

презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия

этого человека (III, 390-420).

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,

простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи

“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и

жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

4. Значение поэм Гомера.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -

“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не остались

принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а

стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его

историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в

Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они

стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные

части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.

Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был

любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.

IV. Формы лирической поэзии.

1. Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного

инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,

как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название

утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков

называлась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен

был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.

Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась

менее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая

первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только

декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб

и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в

чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с

музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называются

специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В

зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -

“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные

настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям

общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный

характер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано

оторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами.

2. Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется

стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности

же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от

содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из

соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический

стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.

Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у

римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же

элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные

призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии

во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же

ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать