Искусство Китая

Искусство Китая

Содержание:

Введение. 2

1. Письменность 4

2. Живопись и каллиграфия 10

3. Литература 17

Заключение. 20

Источники: 21

Введение.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и

общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к

существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не

проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые

ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,

шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются

представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких

детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с

людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление

их “человеческих” личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так

далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее

определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел

знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает

влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения

таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки

получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между

людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,

обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности

формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

1. Письменность

Китайская письменность - явление уникальное среди различных

письменностей народов мира. Будучи одной из древнейших на земле, она

насчитывает свыше трех с половиной тысячелетий, а некоторые ученые считают,

что иероглифы существуют уже около 6000 лет.

Слово "иероглиф", как известно, заимствовано из греческого языка.

Первоначальное его значение - "священные письмена, высеченные на камне".

При этом имелись в виду греческие письмена. В дальнейшем понятие

"иероглифика" и "иероглифическая письменность" получили более широкий смысл

и стали обозначать не только древнегреческие, но и другие, в том числе

китайские, письмена.

Значение иероглифической письменности в развитии китайского общества

огромно. Иероглифика, относясь к числу столь же мудрых, сколь и

удивительных порождений народа, представляет собой неотъемлемую,

органическую часть китайской культуры и искусства. Именно благодаря этой

письменности зафиксированы, сохранены и через тысячелетий донесены до нас

сокровища китайской духовной культуры, произведения античной цивилизации,

богатейшие литературные памятники и памятники древней философской мысли.

Иероглифическая письменность таит в себе неисчерпаемые возможности для

выражения отвлеченных и многоплановых понятий, различных оттенков мысли.

Одной из особенностей иероглифического текста является то, что смысл слов

нередко раскрывается не в точных и ограниченных рамках, а по сходству, по

смежности, а иногда и по противоположности. И потому китайский текст порой

словно домысливается читателем. Слово, выраженное иероглифом, многогранно,

и вряд ли возможен односторонний или однозначный подход к нему. Эта

особенность иероглифической письменности временами создает немалые

трудности в понимании подлинного смысла, и эти трудности наиболее ощутимы,

когда приходится иметь дело со старыми иероглифическим текстами, в которых

вообще не было никаких знаков препинания.

На протяжении тысячелетий иероглифическая письменность была доступна

весьма ограниченному кругу лиц, что было обусловлено не только социальными

причинами, но и еще одни барьером - ее трудностью, преодолеть которую можно

было лишь просидев над книгами долгие годы. Старое классическое образование

ставило своей целью приобщить учащегося к книжной культуре трех, а может и

четырех тысячелетий, дав ему возможность читать всякий текст всякой эпохи

и, одновременно, возможность самому писать на таком же вневременном языке.

"Изучив первую книгу "Четверокнижия" "Да Сюэ" ("Великое учение"), как

это требовалось в старой китайской школе, - отмечает В.С.Колоколов, -

учащийся запечатлевал в памяти около 400 иероглифов, 63 знака - "пустышки",

выполняющих грамматические функции, и 24 цитаты из конфуцианских книг".

Те, кто преодолевал этот барьер, становились учеными мужами, а они

менее всего стремились упрощать письменность, ибо она гарантировала особое

почитание, возвышение грамотеев над простыми смертными. Иероглифика

наделялась таинственной, магической силой, обожествлялась, возводилась

жрецами науки в особый культ. Все, на чем были нанесены иероглифы,

окружалось почтительностью. Даже исписанная бумага, истлевшие книги

требовали к себе определенного пиетета и не допускали неучтивого отношения.

Их нельзя было бросить на землю - это считалось кощунством. До недавнего

времени в Китае можно было найти специальные архитектурно оформленные печи

в храмах, особенно в сельских районах, в которых бумагу с иероглифическими

письменами предавали огню, чтобы дух священных знаков вместе с дымом

вознесся к небесам. Характерны надписи на печах: "Почитай бумагу, покрытую

иероглифами", "Увещевания к добру" и пр.

В китайской исторической традиции существует несколько мифов,

повествующих о возникновении иероглифической письменности.

Согласно текстам древних философских и исторических памятников, в XXV

в. до н.э. жил некий Цан Цзэ, который создавал иероглифические знаки гувэнь

по образу и подобию наблюдаемых в природе явлений - солнце, луна, дерево,

огонь, горы, и изображений - оставленных птицами следов на земле, прожилок

на листьях деревьев. В связи с этим первые иероглифы назывались няоцзишу,

т.е. "знаки птичьих следов". Другое наименование иероглифов, приписываемых

Цан Цзе - кэдоуцзы - "головастиковые письмена". Согласно преданию, у Цан

Цзэ было четыре глаза, а когда он был занят созданием иероглифов, то "с

неба подобно дождю сыпались зерна проса, а по ночам завывали духи".

В этом предании о письменах Цан Цзэ внимания заслуживает то, что

происхождение иероглифики восходит к пиктограмме - наглядному изображению

предметов, т.е. к рисуночному началу, что, вероятнее всего, могло

возникнуть в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать