Искусство Византии. Иконопись

Искусство Византии. Иконопись

Содержание

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6

От античной живописи к иконописи 10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13

Византийский иконографический канон 16

Техника иконописи 16

Пропорции фигур 17

Тип лица и выражение 17

Внешность и поза 17

Палитра цветов, игнорирование светотени 18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20

Список литературы. 23

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в

Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.

Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до

середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство -

ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было

могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская

империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, -

включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть

Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму

и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население -

30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных

сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского

императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти

поголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее

купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию,

Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой

солид играл роль международной валюты.

Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с

7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский

император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после

завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по

существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности

вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)",

включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала

литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866

году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели

славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута

религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.

Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго

централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной

монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся

полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим

судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и

т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной,

однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом

этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием и

личным способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин,

даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост в

государстве или даже стать императором. История Византии полна таких

примеров).

В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и

церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу,

управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и

инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в

печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было

полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий,

богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается

культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация

духовного искусства.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие

образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом

форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления,

глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и

эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой

одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран

средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в

прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и

искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие

средоточием византийского художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем

были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные

годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее

благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так

называемые Византийские "ренессансы":

. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) -

"македонский ренессанс".

. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский

ренессанс".

. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый

поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее

конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в

католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая

народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией

и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI

Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.

С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и

христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики,

христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении

нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии

в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:

"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением

Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед

возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим

правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и

самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют,

чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что

почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество

принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно

устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно

неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, -

Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие,

обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше,

быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно

от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось

в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и

зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального

избиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах".

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)

В истории средних веков (и не только средних веков) было немало

драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин

определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,

работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,

уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период

иконоборчества в Византии.

В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на

пошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный

Исавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров

(дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он был

отважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и

значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.

Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние

реформы и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом

он нашел, что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и

икон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.

Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться

молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,

что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим

идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и

языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления

влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать