Искусство Византии. Иконопись
Содержание
Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2
Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6
От античной живописи к иконописи 10
Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13
Византийский иконографический канон 16
Техника иконописи 16
Пропорции фигур 17
Тип лица и выражение 17
Внешность и поза 17
Палитра цветов, игнорирование светотени 18
Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20
Список литературы. 23
Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина.
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в
Константинополь столицу империи.
В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.
В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.
Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до
середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство -
ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".
Со времен основания до второй половины 12 века это было
могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская
империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, -
включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть
Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму
и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население -
30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных
сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского
императорского двора ходили легенды.
Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти
поголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее
купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию,
Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой
солид играл роль международной валюты.
Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с
7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский
император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после
завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по
существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности
вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)",
включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.
До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала
литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866
году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели
славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.
Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута
религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго
централизованное управление.
По своей политической структуре Византия была самодержавной
монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся
полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим
судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и
т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной,
однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом
этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием и
личным способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин,
даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост в
государстве или даже стать императором. История Византии полна таких
примеров).
В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и
церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу,
управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и
инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в
печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было
полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий,
богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается
культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация
духовного искусства.
В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие
образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом
форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления,
глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и
эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой
одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран
средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в
прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и
искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие
средоточием византийского художественного стиля.
Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем
были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные
годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее
благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:
Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так
называемые Византийские "ренессансы":
. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) -
"македонский ренессанс".
. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский
ренессанс".
. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".
Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый
поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее
конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в
католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая
народом).
В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией
и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI
Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.
С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.
Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и
христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики,
христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении
нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии
в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:
"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением
Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед
возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим
правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и
самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют,
чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что
почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество
принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно
устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно
неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, -
Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие,
обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше,
быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно
от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось
в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и
зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального
избиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах".
Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)
В истории средних веков (и не только средних веков) было немало
драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин
определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,
работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,
уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период
иконоборчества в Византии.
В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на
пошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный
Исавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров
(дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он был
отважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и
значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.
Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние
реформы и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом
он нашел, что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и
икон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.
Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться
молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,
что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим
идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и
языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления
влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал