Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот
составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва
отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины
как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре
стороны света, циклы Луны и воды. Вместо верований в бога-мужчину появились
представления о Великой Матери, В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в
Египте - Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев.
Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации
отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие
патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями
зрелого периода.
Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества и
формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и
феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их
друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения
культуры и цивилизации в современном понимании.
ФЕТИШИЗМ
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на
побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром
представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не
удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам
поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в
глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у
местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым
приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами.
В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она
является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение
человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы,
клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились
изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем
оказывался случайно выбранный предмет, И если его владельцу сопутствовала
удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его
заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а
иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов.
Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства
отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен
был оберегать своего владельца.
Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с
почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого
животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог
быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.
Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира
культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются.
Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а
иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например,
в Китае.
Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы
енисейских кетов. Алэл - деревянная кукла с большой головой, с руками,
ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду
из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны
помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и
скотиной - оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При
перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям
кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с
ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.
ТОТЕМИЗМ
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую
очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его
род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей
(обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо
животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому
предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от
голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только
настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их
более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться
любым символом, словом или звуком.
Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более
«специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим
предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.
Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером
местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов
выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая
крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в
пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и
животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения,
которые в этом качестве больше нигде не встречаются.
Тотемизм - это религия ранне-родового общества, где кровнородственные
связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек
усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными
отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и
собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
По мере исторического развития большинство народов утратило
тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную
живучесть, например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют
классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную
роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные
пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.
По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души
новорождённых детей или вместилищем душ предков.
Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна,
что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.
Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в
колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим
тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков
древние обряды. «Наша племенная земля - наша мать, - говорят аборигены. - В
ней наши сновидения, наши тотемы».
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у
индийских племён, живущих изолированно в горных и лесных районах и не
приобщенных к индуизму, сохраняется деление на роды, носящие названия
растений и животных.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях
коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли -
колибри - верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей, покрытый
зелёными перьями) - одно из главных божеств индейцев, творец мира,
создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят
мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и
растения (например, миф о Нарциссе).
музыка древнего мира
Нам трудно представить себе музыку первобытных; людей. Ведь тогда еще
не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни
их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить
частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например по
наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью
некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. так мы
узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в
жизни людей.
Матери, напевая, укачивали детей; воины воодушевляли себя перед битвой
и устрашали врагов воинственными песнями - кличами; пастухи протяжными
словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь
работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче
справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его
близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы
Музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни,
погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и
сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились.
Ведь музыкальное искусство непрерывно развивается, как и само человеческое
общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение
к окружающей жизни. Это главная особенность настоящего искусства.
Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная
часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх
первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства
- поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии
обособились и стали развиваться независимо. Такое нерасчлененное
(синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши
дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.
В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни.
Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов
звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и
длительности, их связь между собой.
Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в
первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь
ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала
людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка
была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом
отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это
самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой
первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо
более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов,
египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили для нас
изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы,
об этом мы можем только догадываться.
Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка
Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где
декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в
повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их,
аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой
на авлосе - духовом инструменте.
И все же наша современная музыкальная культура обязана античности
очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии в течение
многих столетий были источником вдохновения для музыкантов. Сюжеты первых
опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на
греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз
возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа. Миф о певце
Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже
помогло певцу проникнуть в «царство мертвых», вызвал появление оперы Глюка,
симфонической поэмы Листа, балета Стравинского.
Но не только сюжеты и образы античного искусства унаследованы нами от
греков. Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального
искусства, его теории. Пифагор, знаменитый философ и математик, положил,
начало и особой науке - музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука
пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от
греческой теории музыки. Слова «гармония», «гамма», названия некоторых
музыкальных ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к
нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее
населявших.
Заключение
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре
древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные,
графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.
Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной,
развитие которой прослеживается историей искусства.
Список использованной литературы и сайтов Интернета
1)