ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и
клюквы.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного
декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи,
декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств.
Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи
посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более
ранние традиции украшения посуды.
Периоды развития хохломского искусства
Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют
составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние
дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это -
чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми
поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был
дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели
братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали
масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.
На одной из братин крупными темпераментными мазками написан красный цветок,
свободно раскинувший лепестки и листья. Художник смело перекинул с черного
фона на золотой мелкие лепестки, и золото засверкало еще ярче от упавших на
него огненных мазков киновари. Белильные оживки, искусно брошенные на самые
крупные лепестки, еще более выделяют его на черном фоне. В этом орнаменте
восхищает не только виртуозное мастерство росписи, но и поэтичность
созданного образа, заставляющего вспомнить сказочный, приносящий счастье
красный цветок, который, как рассказывают предания, можно увидеть только в
ночь накануне Ивана Купалы.
С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве
хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять
дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на
поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь
мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц,
поставцов в золотистый цвет.
Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать
"золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера
Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте
окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов,
наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают
разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит
ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю,
голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами
орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную
краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно
только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой
цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма
ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота,
прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму
ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у
мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел
желаемого оттенка теплоты.
Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося
роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный
цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту
золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался
светлее и ярче.
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного
для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим
значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно
обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали
исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в
промежутках между мотивами.
Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и
плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы
способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит.
Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не
графичный благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически
расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость
тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов,
написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой
легким прикосновением кисти.
Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его
исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе
на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться
свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте
письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов
травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной
краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали
мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок
дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона
или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального
почерка мастера становятся критерием художественных достоинств
произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров
привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров
влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов
декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший
художественный эффект, В процессе их работы для каждого вида изделий в
Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие
характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.
Рисунки на чашах и блюдах основаны на тонком понимании приемов композиции
орнамента в круге. Расписывая чашки и блюда, мастера четко выделяли их дно,
помещая на нем розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным
лучам. На более крупных вещах вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с
мягко закругленными углами, который называли пряником, благодаря его
сходству с настоящим узорным пряником, положенным в чашку. Вокруг центра
чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой
рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных
мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и
черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так
называемой "лапки", напоминающий птичий след на снегу.
На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного
орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как
бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд,
обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой
сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору
"пряника".
В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера
рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента.
"Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н.
Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень
богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание
красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается
в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом
фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор
листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и
богатый вид.
Одно из красивейших блюд с орнаментом "осочки" принадлежит Семеновскому
музею. Оно было приобретено вместе с другими расписными вещами в доме
бывших купцов Витушкиных, занимавшихся торговлей хохломской посудой. Блюдо
относится к числу самых ранних из дошедших до нашего времени произведений
травной хохломской росписи. По воспоминаниям владельцев оно переходило в
семье Витушкиных от поколения к поколению в числе бережно хранимых памятных
вещей и могло быть расписано в середине или даже в первой половине XIX
века.
Блюдо имеет в диаметре более полуметра. В центре его четко выделяется
традиционный квадрат "пряника" с золотистыми листьями на черном фоне, а по
бортам - крупные ветви с красными и черными листьями и ягодами, исполненные
уверенно и четко широкими мазками. Своеобразная суровость, увиденная
мастером в природе и, может быть, свойственная его натуре, подсказала
строгие и торжественные ритмы орнамента.
Большие блюда иногда украшали и рисунком с волнистым стеблем, плавно
изгибающимся вокруг центральной розетки наподобие венка. В Семеновском
музее хранится блюдо с таким орнаментом, поступившее тоже из дома
Витушкиных. По времени создания оно может быть ровесником блюда с
"осочкой", но исполнено уже другим мастером, орнаментальный почерк которого
отличается особым изяществом и утонченностью. В центре блюда на черном фоне
помещена традиционная четырехугольная розетка "пряника" с расположенными
крестообразно золотистыми листьями. В орнаменте блюда объединены приемы
травного письма и росписи "под фон". Спокойное мерцание крупных золотистых
листьев розетки как бы переходит в сияние золотистого фона с травным
узором. Блюдо воспринимается как целиком золотое, несмотря на осторожно
введенные в композицию розетки небольшие участки черного фона, необходимые
для того, чтобы рисунок листьев был достаточно четким. Легкий штриховой
рисунок в этой росписи хорошо сочетается с сочными красными и черными
мазками хохломских травок, благодаря помещенным рядом с ними тончайшим
стебелькам и веточкам, исполненным черной краской.
На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали
рисунки на четыре "цветка" или "древа", изображая поднимающиеся от земли