История хохломской росписи

ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и

клюквы.

В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного

декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи,

декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств.

Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи

посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более

ранние традиции украшения посуды.

Периоды развития хохломского искусства

Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют

составить представление об отдельных периодах его развития. Самые ранние

дошедшие до нас памятники относятся к рубежу XVIII - XIX веков. Это -

чашки, братины, кружка и туесок. Они украшены лишь неширокими золотистыми

поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был

дорогим материалом. Наиболее обширные участки золотистой поверхности имели

братины. Мастера золотили их горловины и плечики, а тулово закрашивали

масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.

На одной из братин крупными темпераментными мазками написан красный цветок,

свободно раскинувший лепестки и листья. Художник смело перекинул с черного

фона на золотой мелкие лепестки, и золото засверкало еще ярче от упавших на

него огненных мазков киновари. Белильные оживки, искусно брошенные на самые

крупные лепестки, еще более выделяют его на черном фоне. В этом орнаменте

восхищает не только виртуозное мастерство росписи, но и поэтичность

созданного образа, заставляющего вспомнить сказочный, приносящий счастье

красный цветок, который, как рассказывают предания, можно увидеть только в

ночь накануне Ивана Купалы.

С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве

хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять

дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на

поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь

мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц,

поставцов в золотистый цвет.

Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать

"золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера

Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте

окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов,

наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают

разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит

ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю,

голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами

орнамента становятся красный, черный и золотой.

Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную

краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно

только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой

цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма

ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота,

прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму

ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у

мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел

желаемого оттенка теплоты.

Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося

роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный

цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту

золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался

светлее и ярче.

Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного

для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим

значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно

обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали

исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в

промежутках между мотивами.

Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и

плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы

способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит.

Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не

графичный благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически

расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость

тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов,

написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой

легким прикосновением кисти.

Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его

исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе

на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться

свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте

письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов

травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной

краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали

мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок

дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона

или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального

почерка мастера становятся критерием художественных достоинств

произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров

привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров

влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов

декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший

художественный эффект, В процессе их работы для каждого вида изделий в

Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие

характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.

Рисунки на чашах и блюдах основаны на тонком понимании приемов композиции

орнамента в круге. Расписывая чашки и блюда, мастера четко выделяли их дно,

помещая на нем розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным

лучам. На более крупных вещах вокруг розетки рисовали квадрат или ромб с

мягко закругленными углами, который называли пряником, благодаря его

сходству с настоящим узорным пряником, положенным в чашку. Вокруг центра

чашки исполняли узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой

рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных

мазков. Усложняя его, мастера помещали рядом по два или по три красных и

черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так

называемой "лапки", напоминающий птичий след на снегу.

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного

орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как

бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд,

обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой

сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору

"пряника".

В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера

рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента.

"Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н.

Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень

богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание

красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается

в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом

фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор

листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и

богатый вид.

Одно из красивейших блюд с орнаментом "осочки" принадлежит Семеновскому

музею. Оно было приобретено вместе с другими расписными вещами в доме

бывших купцов Витушкиных, занимавшихся торговлей хохломской посудой. Блюдо

относится к числу самых ранних из дошедших до нашего времени произведений

травной хохломской росписи. По воспоминаниям владельцев оно переходило в

семье Витушкиных от поколения к поколению в числе бережно хранимых памятных

вещей и могло быть расписано в середине или даже в первой половине XIX

века.

Блюдо имеет в диаметре более полуметра. В центре его четко выделяется

традиционный квадрат "пряника" с золотистыми листьями на черном фоне, а по

бортам - крупные ветви с красными и черными листьями и ягодами, исполненные

уверенно и четко широкими мазками. Своеобразная суровость, увиденная

мастером в природе и, может быть, свойственная его натуре, подсказала

строгие и торжественные ритмы орнамента.

Большие блюда иногда украшали и рисунком с волнистым стеблем, плавно

изгибающимся вокруг центральной розетки наподобие венка. В Семеновском

музее хранится блюдо с таким орнаментом, поступившее тоже из дома

Витушкиных. По времени создания оно может быть ровесником блюда с

"осочкой", но исполнено уже другим мастером, орнаментальный почерк которого

отличается особым изяществом и утонченностью. В центре блюда на черном фоне

помещена традиционная четырехугольная розетка "пряника" с расположенными

крестообразно золотистыми листьями. В орнаменте блюда объединены приемы

травного письма и росписи "под фон". Спокойное мерцание крупных золотистых

листьев розетки как бы переходит в сияние золотистого фона с травным

узором. Блюдо воспринимается как целиком золотое, несмотря на осторожно

введенные в композицию розетки небольшие участки черного фона, необходимые

для того, чтобы рисунок листьев был достаточно четким. Легкий штриховой

рисунок в этой росписи хорошо сочетается с сочными красными и черными

мазками хохломских травок, благодаря помещенным рядом с ними тончайшим

стебелькам и веточкам, исполненным черной краской.

На поставцах и солоницах, имевших цилиндрическую форму, мастера создавали

рисунки на четыре "цветка" или "древа", изображая поднимающиеся от земли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать