«Никоном».
Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Никона, главным
образом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, в
значительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященными
христианской религией традициями. Уже с 50 -x годов XVII века появилось
требование строить храмы «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь
не строити». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля стала
неотъемлемой частью звонниц и колоколен.
Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свой
первоначальный облик и дополнит архитектурный ансамбль замечательных
памятников.
Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Здание
было основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о его
первоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный.
Помещения первого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом — деревянное
перекрытие. Видимо, от старой постройки сохранились лишь северная и
западная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемы
прорублены па новых местах, декор сбит.
Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился Настоятельский корпус
(1684—1689 гг.). В 1685 году настоятель монастыря Иосиф сообщал
новгородскому митрополиту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков в
Зеленецкую пустынь: «...свое каменное строение заведено немалое и кельи
каменные заведены строить, да не совершены, чтоб сево лета под кровлю их
привести...» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельском
корпусе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683— 1684 годам. В
1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в
1688—1689 годах устраивали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотники
Иван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап Кондратьев и Ермолай
Фомин «с товарищи». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин.
Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке
— 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа
и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены
подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.
Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора и
изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при
ремонтных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили
определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада,
обращенного в сторону оврага и решенного в скупых, лаконичных формах, без
какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и
Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками,
вертикальными колонками-валиками, поясками и изразцово-кирпичными
наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий
фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший пространство стены
на уровне оконных проемов. Поднимавшиеся на высоту 2,5—3 метров над землей
стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон
начинался развитой, рельефный фриз здания. Разноцветные изразцы трех типов
были вкомпонованы в горизонтальный пояс под подоконниками окон и окаймляли
сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соседстве и в
сочетании с тонко, по-особому изящно прорисованными деталями на обширной
белой глади стен производили сильный художественный эффект. Сочетание
строгих членений в крупных формах со свободными членениями в малых
придавали всему зданию изысканный, аристократический облик. Это впечатление
подчеркивалось высокой черепичной кровлей, покрывавшей все здание.
Черепичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой
глазурью.
Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX столетиях под топорами и
молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж.
Почти полностью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по
документам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым
паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с
перилами.
Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них
полузасыпаны землей и строительным мусором. Расположенные ступенями (из-за
крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они образуют
замысловатый лабиринт.
Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по
своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно,
появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII
века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого
перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может
.быть, летней светелкой настоятеля.
Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось
обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.
Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И
это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил
Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-
расходную книгу в апреле 1683 года:
«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском
монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах
церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри
пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя
алтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па
неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...»
Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане
одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной
аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны
притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По
сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за
которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж.
Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как
на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет
собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с
одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь
занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена.
Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми
стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным
тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на
восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися
позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше
над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви,
первоначально площадка была открытой.
Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности
была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки
которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К
позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой
шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо
меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом
своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих
барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их
основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан
и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам
устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство
церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных
хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным
стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.
В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и
ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны:
вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и
квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков,
поребрика и «сухариков». Все вместе они образуют каменное кружево на фоне
белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке.
Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского
монастыря — перевозку «мощей» в новую обитель.
Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и,
вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня,
имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская
(1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698
году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по
соседству).
Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет
размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня
завершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров.
Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянные
конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.
В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельским
корпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерен
декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше
середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными
окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но