Иверский монастырь

«Никоном».

Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Никона, главным

образом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, в

значительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященными

христианской религией традициями. Уже с 50 -x годов XVII века появилось

требование строить храмы «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь

не строити». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля стала

неотъемлемой частью звонниц и колоколен.

Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свой

первоначальный облик и дополнит архитектурный ансамбль замечательных

памятников.

Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Здание

было основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о его

первоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный.

Помещения первого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом — деревянное

перекрытие. Видимо, от старой постройки сохранились лишь северная и

западная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемы

прорублены па новых местах, декор сбит.

Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился Настоятельский корпус

(1684—1689 гг.). В 1685 году настоятель монастыря Иосиф сообщал

новгородскому митрополиту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков в

Зеленецкую пустынь: «...свое каменное строение заведено немалое и кельи

каменные заведены строить, да не совершены, чтоб сево лета под кровлю их

привести...» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельском

корпусе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683— 1684 годам. В

1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в

1688—1689 годах устраивали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотники

Иван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап Кондратьев и Ермолай

Фомин «с товарищи». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин.

Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке

— 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа

и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены

подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.

Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора и

изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при

ремонтных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили

определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада,

обращенного в сторону оврага и решенного в скупых, лаконичных формах, без

какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и

Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками,

вертикальными колонками-валиками, поясками и изразцово-кирпичными

наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий

фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший пространство стены

на уровне оконных проемов. Поднимавшиеся на высоту 2,5—3 метров над землей

стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон

начинался развитой, рельефный фриз здания. Разноцветные изразцы трех типов

были вкомпонованы в горизонтальный пояс под подоконниками окон и окаймляли

сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соседстве и в

сочетании с тонко, по-особому изящно прорисованными деталями на обширной

белой глади стен производили сильный художественный эффект. Сочетание

строгих членений в крупных формах со свободными членениями в малых

придавали всему зданию изысканный, аристократический облик. Это впечатление

подчеркивалось высокой черепичной кровлей, покрывавшей все здание.

Черепичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой

глазурью.

Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX столетиях под топорами и

молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж.

Почти полностью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по

документам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым

паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с

перилами.

Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них

полузасыпаны землей и строительным мусором. Расположенные ступенями (из-за

крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они образуют

замысловатый лабиринт.

Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по

своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно,

появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII

века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого

перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может

.быть, летней светелкой настоятеля.

Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось

обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.

Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И

это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил

Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-

расходную книгу в апреле 1683 года:

«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском

монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах

церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри

пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя

алтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па

неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...»

Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане

одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной

аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны

притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По

сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за

которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж.

Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как

на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет

собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с

одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь

занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена.

Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми

стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным

тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на

восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися

позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше

над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви,

первоначально площадка была открытой.

Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности

была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки

которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К

позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой

шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо

меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом

своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих

барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их

основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан

и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам

устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство

церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных

хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным

стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.

В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и

ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны:

вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и

квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков,

поребрика и «сухариков». Все вместе они образуют каменное кружево на фоне

белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке.

Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского

монастыря — перевозку «мощей» в новую обитель.

Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и,

вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня,

имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская

(1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698

году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по

соседству).

Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет

размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня

завершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров.

Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянные

конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.

В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельским

корпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерен

декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше

середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными

окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать