Клод Моне

Клод Моне

Создавший впечатление.

(1839-1906)

Образование Клода Оскара Моне началось в нормандском городе Гавре,

куда семья переехала из Парижа в 1845 году, когда юному Клоду было всего

пять лет. В Гавре его отец Клод-Огюст вместе со своим шурином Жаком

Лекадром открыл лавку, где торговали корабельной оснасткой и бакалейными

товарами, семья же обустроилась в предместье Сент-Адресс на берегу моря.

Самостоятельно научившись рисовать, четырнадцатилетний Моне

приобрел немалый опыт, рисуя занятные карикатуры на самых знаменитых людей

Гавра. Эти исполненные доброжелательного юмора первые работы, выполненные

карандашом и углем, очень рано привлекли к Моне внимание жителей города. У

молодого художника появляется "клиентура", каждый хочет получить свою

карикатуру, и он продает их по цене от десяти до двадцати франков. В этот

период Моне занимается рисунком под руководством ученика Давида Жака-

Франсуа Ошара, преподающего в коллеже, где он учится, и знакомится с

творчеством пейзажиста Эжена Будена, отличающегося от своих современников

тем, что пишет на натуре. Поначалу Моне, как и многие другие жители города,

критически относился к методу Будена, но познакомившись с художником лично,

присоединился к нему и тоже начал писать на открытом воздухе - в результате

природа заворожила его как живописца на всю жизнь.

Общение с Буденом утверждает молодого Моне в его решимости

серьезно заняться живописью; а для этого лучше всего перебраться во

французскую столицу, где сосредоточены наиболее значительные художественные

академии.

У Моне была понятливая тетушка, и она убедила его отца разрешить

сыну оставить семейную лавку в Гавре и провести испытательный год, 1859-ый,

в Париже. Собрав сбережения, образовавшиеся в результате продажи карикатур,

Моне отправляется в Париж, заручившись несколькими рекомендательными

письмами от коллекционеров и любителей живописи, покровительствовавших

Будену и имевших в столице связи с художником Констаном Труайоном.

В мае 1859 года Моне переселяется в столицу и некоторое время

учится в Академии Сюисса и общается с Эженом Делакруа и Гюставом Курбе.

Тогда же молодой человек знакомится с Камилем Писсарро и вместе с ним часто

бывает в Брассри де Мартир ("Кабачке мучеников"), где собираются реалисты

во главе с Курбе и где ему доводится встретиться также с Бодлером. Моне

посещает парижские Салоны, бывает в Лувре и пишет Будену длинные письма с

подробным отчетом. На Салонах он имеет возможность узнать и оценить

творчество Труайона, представителя Барбизонской школы пейзажной живописи, к

которой относились также Коро, Руссо и Добиньи. Моне советуется с Труайоном

по поводу собственной живописи, и художник рекомендует ему поступить в

мастерскую Тома Кутюра, чтобы научиться рисовать. Но Моне была чужда

академичная манера живописи Кутюра, и вопреки совету Труайона он продолжает

работать в мастерских таких художников, как Арно Готье, Шарль Монжино,

Шарль Жак. На этом этапе Моне знакомится и с живописью с натуры Добиньи,

чей ярко выраженный натурализм как бы перекидывает мостик от Барбизонской

школы к импрессионизму.

Осенью 1860 года Моне призывают на военную службу и посылают

служить в Алжир, где он проводит два года. Он вспоминает, что этот период

его жизни принес с собой открытие новых красок и световых эффектов,

решительным образом повлиявшее на формирование его художественного

восприятия. В конце второго года пребывания в Алжире его из-за болезни

отправляют обратно во Францию. В Гавре Моне снова встречается с Буденом и

знакомится с голландским художником Иоганном Йонкиндом, с которым они сразу

же становятся большими друзьями. В конце лета, когда Моне уже близок к

выздоровлению, его отец, опасаясь за состояние здоровья сына, решает

заплатить тому, кто заменит его на военной службе, а также соглашается

помогать в дальнейших занятиях живописью.

В ноябре 1862 года Моне возвращается в Париж, где по совету одного

родственника, академического художника Тульмуша, занимается некоторое время

в мастерской Глейра, где знакомится с художниками Ренуаром, Базилем и

Сислеем, очень скоро ставшими его близкими друзьями.

Большое влияние в этом плане оказало на него творчество Мане,

выставившего в 1863 году на Салоне Отверженных свой "Завтрак на траве".

Полемика, начатая прессой и сторонниками академического искусства в связи с

этой картиной, где на фоне великолепного леса изображена обнаженная молодая

женщина в обществе двух мужчин, по одежде явно принадлежащих к современному

буржуазному обществу, дала пищу для оживленных дискуссий среди молодых

художников: Моне тоже принял в них участие. Именно в эти годы во время

жарких споров в кафе Гербуа Мане с его картинами стал символом обновления

живописи и духовным лидером группы художников, позже известных как

"импрессионисты".

Тогда же Моне с товарищами по мастерской Глейра часто пишет с

натуры в лесу Фонтенбло, а летом 1864 года едет в Онфлёр в обществе Будена,

Йонкинда и Базиля и селится вместе с последним в Сен-Симеоне, излюбленном

месте художников.

В 1865 он впервые выставляется на Салоне, и его два морских

пейзажа имеют скромный успех. Моне уезжает в Шайи, где селится в гостинице

"Золотой лев" и работает над многочисленными этюдами к "Завтраку на траве",

- все это вариации на тему знаменитого полотна Мане, выставленного на

Салоне Отверженных в 1863 году. Для картины позируют Базиль и Камилла

Донсьё, ставшая впоследствии спутницей его жизни. Этюды вызывают живой

интерес Курбе, специально приехавшего в Шайи, чтобы следить за процессом

рождения этой картины, выполненной на натуре.

Гюстав Курбе и карикатурист Оноре Домье были поистине кумирами

художников, далеких от официально признанной живописи. Произведения обоих -

достаточно вспомнить "Мастерскую художника" Курбе и "Вагон третьего класса"

Домье - шокировали официальные круги своим реализмом, а также выбором

сюжетов, считавшихся вульгарными и недостойными изображения на полотне. Оба

они стояли у истоков реализма - течения, предполагавшего не только слияние

с природой и пленэрную пейзажную живопись, но и поиск выразительных средств

для художественного воплощения действительности, где каждый человек,

независимо от социального положения, играет свою роль. Вполне понятно, что

Моне восхищался Курбе и с интересом изучал его технику, особенно

использование темного фона.

В картине "Камилла в зеленом" - портрете подруги Моне в полный

рост, написанном в 1866 году, - художник несомненно отдает дань живописной

технике Курбе. Именно эта работа выставляется на Салоне 1866 года и

получает благосклонные отзывы критики; о нем начинают говорить в печати, и

отголоски его успеха долетают до Гавра, позволяя ему вновь завоевать

уважение своей семьи. В тот период художник работает в Виль д'Авре, где

пишет с натуры большое полотно "Женщины в саду"; для всех четырех женских

фигур позирует одна модель - Камилла. Картина эта, купленная Базилем, была

отвергнута жюри Салона 1867 года.

Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в

средствах, постоянно преследуемого кредиторами и даже пытавшегося покончить

с собой. Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в

Гавр, то в Сент-Адресс, то в Париж, где он пишет замечательные городские

пейзажи. Затем он снова едет в Нормандию, в Этрета, где ему помогает

коммерсант Годибер, который, веря в него, покупает несколько картин и

предоставляет ему в 1869 году дом в Сен-Мишель де Буживаль, деревне на

берегу Сены в нескольких километрах к северо-западу от Парижа.

В Сен-Мишель к нему часто приезжает Огюст Ренуар, и художники

начинают вместе работать над одними и теми же сюжетами. На этом этапе

природа становится самым настоящим объектом исследования. Здесь, недалеко

от Парижа, между Шату и Буживалем, на берегу одного из рукавов Сены,

художники находят колоритнейший уголок, как нельзя более подходящий для

изучения бликов и отблесков на воде, - маленький ресторанчик и примыкающую

к нему купальню, место воскресного отдыха зажиточных парижан. Внимание

художника привлекают прежде всего мимолетные эффекты в постоянно меняющейся

природе; эта ориентация сама по себе становится творческим кредо Моне,

которому он остается верен и в последующие годы.

Из их совместной творческой деятельности рождаются знаменитые виды

купальни и ресторанчика, известных под названием "Лягушатник". Эта картина,

как и написанная двумя годами раньше "Терраса в Сент-Адресс",

свидетельствуют о влиянии на живопись Моне восточного искусства,

распространившегося во Франции во второй половине века в связи с началом

коллекционирования японской графики. В японском искусстве Моне и его

современники открыли новые многообещающие возможности воспроизведения

окружающего мира в гармонии с "чувством атмосферы".

Именно на основе живописи Моне можно наиболее плодотворно

исследовать все сложности взаимоотношений между импрессионизмом и японским

влиянием. Всю свою жизнь был страстным поклонником японского искусства.

Говорили, что на стенах его дома в Аржантейе, когда он жил там в 70-е годы,

висели японские веера; в последнем его доме, в Живерни, все еще хранится

обширная коллекция японских гравюр, собранных им за годы творчества; а в

1892 году Эдмон де Гонкур записал в своем дневнике, что он часто встречал

Моне в Галерее Бинт, центре торговли восточными произведениями.

В японских ксилографиях он открыл композиционные эффекты, которые

достигаются острым ракурсом и драматическим обрезом композиции рамой. На

склоне лет он говорил герцогу де Тревизу: "В японских художниках мы на

Западе оценили прежде всего ту смелость, с какой они режут рамкой свои

сюжеты. Эти люди научили нас новой композиции. Тут нет сомнений". Его

работы и в самом деле принадлежат новому типу композиции. В 1867 году он

написал "Террасу в Сент-Адресс", которую он называл своей "китайской

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать