Покупал картины Моне и другой местный магнат Оскар Шмитц. Родом из
Швейцарии, он заправлял в Гавре крупным хлопковым предприятием. Но самым
значительным из меценатов Моне в первой половине его жизни был Эрнест
Гошеде (1838-1890), с которым у него оказалась в дальнейшем тесно связана
линия жизни. Этот директор одного из крупных универсальных магазинов,
возникших в Париже во время Второй империи, жил в Можероне, в импозантном
особняке ренессансного стиля. Там у него хранилось собрание картин,
включавшее шесть работ Мане, тринадцать - Сислея, девять - Писсарро, шесть
- Дега и не менее шестнадцати работ Моне, которому в 1876 году он заказал
серию декоративных полотен для своего дома.
Снова съездив в Голландию, Моне возвращается в Аржантей. Там Моне
знакомится с художником и коллекционером Гюставом Кайботтом, они становятся
большими друзьями. В Аржантее Моне, по примеру Добиньи, снаряжает плавучую
мастерскую, чтобы писать прямо на Сене. Он по-прежнему с увлечением
занимается бликами на воде и, работая вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане,
развивает и совершенствует технику, позволяющую ему схватывать световые
эффекты быстрее, чем изменится освещение.
24 апреля 1874 года открывается выставка Анонимного общества
художников живописцев, скульпторов, граверов в мастерской фотографа Надара
на бульваре Капуцинов в Париже; там выставляются Моне, Дега, Сезанн, Берта
Моризо, Ренуар, Писсарро и многие другие художники разных стилистических
направлений, объединенные страстным желанием отмежеваться от официальной
живописи, представляемой на Салонах. Выставку раскритиковали в печати, да и
публика отнеслась к ней негативно; выставленные произведения, в частности
картины группы художников, близких Моне, были слишком новы и непонятны для
поклонников академической живописи, всегда создававшейся в мастерской и
предполагавшей, что искусство есть не что иное, как стремление к
идеализации, совершенствованию действительности во имя канонов классической
культуры.
Вторая выставка группы, организованная в мастерской Дюран-Рюэля в
1876 году, также не встретила понимания критики. Моне выставил тогда
восемнадцать своих произведений, среди которых картина "Японка". Эмиль
Золя, всегда сочувствовавший импрессионистам, после этой выставки признал
Моне безусловным лидером группы. После провала выставки продавать картины
удавалось с величайшим трудом, цены были крайне низкими, и для Моне снова
начался период материальных трудностей. Летом, вернувшись в Аржантей, он
познакомился с финансистом и коллекционером Эрнестом Гошеде.
Поздней осенью Моне возвращается в Париж с желанием писать виды
зимнего города сквозь пелену тумана и решает сделать своим объектом вокзал
Сен-Лазар. С разрешения директора железных дорог он располагается на
вокзале и работает дни напролет, в результате чего создает полдюжины
полотен, приобретенные впоследствии торговцем Полем Дюран-Рюэлем.
Между тем выставки группы художников, известных отныне как
импрессионисты, проводятся весьма регулярно. Третья состоялась в 1877 году,
четвертая - в 1879-ом, но публика относится к этому направлению по-прежнему
враждебно, и материальное положение Моне, снова осаждаемого кредиторами,
кажется беспросветным. Именно из-за этого он вынужден перевезти семью из
Аржантея в Ветей, где живет вместе с четой Гошеде и пишет несколько
великолепных пейзажей с видами окрестностей.
В 1879 году Камилла после долгой болезни умирает в возрасте всего
тридцати двух лет. "Сегодня утром, в половине одиннадцатого, после
невыносимых страданий, успокоилась моя бедная жена. Я нахожусь в ужасно
подавленном состоянии, совершенно одинокий со своими несчастными детьми. Я
пишу вам с просьбой оказать мне еще одну услугу: не могли бы вы выкупить у
Мон де Питье (парижский городской ломбард) медальон, на который я посылаю
вам залоговую квитанцию. Эта вещь была дорога для моей жены, и, прощаясь с
ней, я хотел бы надеть этот медальон ей на шею", - писал Моне своему
благодетелю - Жоржу де Беллио.
В 1879 году Моне пишет прекрасный портрет любимой женщины. Год
спустя Моне посылает два полотна на Салон, но только одно из них
принимается жюри. Это последняя официальная выставка, в которой принимает
участие Моне.
В июне того же года в зале журнала "Ви Модерн" ("Современная
жизнь"), принадлежащего издателю и коллекционеру Жоржу Шарпантье,
открывается выставка восемнадцати картин Моне. Она приносит художнику
долгожданный успех в прессе. А продажа картин с этой выставки позволяет
Моне поправить свое материальное положение.
Он добился в конце концов того, что мог делать все, что хотел, не
думая о продаже своих картин. Начиная с его персональной выставки у Жоржа
Пти в 1880 году круг его меценатов расширился. Его доход от Дюран-Рюэля в
1881 году составлял 20 тысяч франков; кроме этого он получал прибыль от
продажи своих работ в частном порядке и через других дельцов.
Он отправляется писать в Фекан, в Нормандию, куда его влечет
природа, море и особая атмосфера этой земли. Там он работает, живя то в
Дьеппе, то в Пурвиле, то в Этрета, и создает целый ряд великолепных
пейзажей.
Тем временем в группе импрессионистов происходят определенные
изменения и намечается раскол. Ренуар уже в 1878 году не участвует в
четвертой выставке импрессионистов, считая, что следует попытаться
вернуться на официальный путь, а следовательно, выставить свои работы на
Салоне. То же самое пробует сделать в 1880 году и сам Моне и в 1881 не
принимает участия в шестой выставке группы, но зато участвует в седьмой,
состоявшейся в 1882 году.
В 1883 году умирает Мане, его кончина символически совпадает с
распадом группы. В 1886 году официально состоялась восьмая, и последняя,
выставка импрессионистов, но Ренуар, Моне, Сислей в ней не участвовали;
зато о себе заявили Жорж Сера и Поль Синьяк. представители новой тенденции
- так называемого пуантилизма. В этот период Моне, еще в 1883 году
переехавший вместе с семьей Гошеде в небольшое местечко Живерни, совершает
путешествие в Италию, в Бордигеру, где его восхищает великолепие света, и
участвует в выставках, устраиваемых в Париже торговцем Жоржем Пети. Не
прекращаются и его поездки в Нормандию, в Эгрета; там он встречается с Ги
де Мопассаном. В 1888 году Моне работает в Антибе. Благодаря
заинтересованности Тео Ван Гога - владельца галереи и брата художника - ему
удается выставляться в двух парижских галереях при сдержанной поддержке
критики.
На следующий год Моне, наконец, добивается настоящего и прочного
успеха: в галерее Пети одновременно с выставкой работ скульптора Огюста
Родена организуется ретроспективная выставка Моне, на которой представлены
сто сорок пять его работ с 1864 по 1889 годы. Моне становится известным и
уважаемым живописцем.
После экспозиции, устроенной в 1886 году Дюран-Рюэлем в Нью-Йорке,
творениями Моне заинтересовались американцы. Результат был превосходен. В
1887 году общий доход Моне достиг 44 тысяч, а в 1891 году Дюран-Рюэль и
фирма "Буссо и Валадон" принесли ему около 100 тысяч франков. В период с
1898 по 1912 год его доход колебался около цифры в 200 тысяч.
Благосостояние, о котором он столь отчаянно мечтал в юности, было
наконец достигнуто, и он как следует воспользовался им, создав для себя
цитадель экономического и душевного покоя. Никогда еще в истории искусства
имя художника не ассоциировалось так тесно с его домом. У этой цитадели
были и физические параметры. В 1883 году он стал снимать у одного
нормандского помещика дом в Живерни (сам хозяин переехал жить в деревню
Верной), и в этом доме Моне прожил сорок три года, вплоть до самой смерти в
1926 году. Для мира искусства дом и сад в Живерни и в те годы и по сию пору
имеют такое же значение, как Ассизи для последователей святого Франциска.
Неизменно окруженный шумной гурьбой приемных детей и заботами любящей, но
сварливой жены, Моне поддерживал отношения с огромным кругом друзей:
художников и писателей.
Путешественником Моне, не в пример другим импрессионистам, был
заядлым. Он ездил в Норвегию, где жил его приемный сын Жак; совершал
поездки в Венецию, в Антиб, в Голландию, в Швейцарию, несколько раз в
Лондон. Во Франции он посетил Птит-Даль на нормандском побережье, где у его
брата был свой дом; Бель-Иль, Нуармутье, долину Креза в Центральном
Массиве; наконец Руан, где провел несколько дней. Из всех этих мест он
привозил кипу этюдов, которые в Живерни заканчивал. В Париж он ездил
довольно часто - благо ездить было недалеко: то в театр, то в Оперу, где с
наслаждением слушал "Бориса Годунова", а позднее восхищался русским балетом
Дягилева, который высоко ценил. Внимательно следил он и за проходящими
выставками, особенно за тем, где участвовали Ван Гон, Сера, Гоген, а также
Вюйар и Боннар, приезжавшие к нему в Живерни. Моне много читал, особо
увлекаясь огромной "Историей Франции" Мишле, известной ему еще с детских
лет и подпитывавшей сильным чувством патриотизма многие его работы. Усердно
читал он и современных авторов: Флобера, Ибсена, Гонкуров, Малларме,
Толстого и Рескина У него хранилась солидная коллекция книг по садоводству.
Много трудов затратил Моне на окружающую его обстановку, превратив
ветхий нормандский дом в идеальное место жизни. Жюли Мане, дочь Берты
Моризо и Эжена Мане, побывавшая там в 1893 году, вскоре после некоторых
переделок, предпринятых Моне, записала в своем очаровательном дневнике
впечатления: "Со времени нашей последней поездки в Живерни дом заметно
преобразился. Над мастерской г-н Моне устроил себе спальню с большими
окнами и дверьми, с паркетом из смолистой сосны. В этой комнате висит много
картин, в том числе "Причесывающаяся Изабель", "Габриэль у таза", "Кокотт в
шляпке", пастель с изображением маман, пастель дяди Эдуарда, очень
привлекательная обнаженная г-на Ренуара, картины Писсарро и др.
Но еще удивительнее казался сад: он не только выражал личность