Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии
Орловский государственный университет, художественно-графический факультет,
кафедра теории и методики искусства
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История интерьера»
на тему: «Культовые интерьеры Ирана и
Средней Азии»
Орел 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
3
ЗОРОАСТРИЗМ
4
МАНИХЕЙСТВО
7
БУДДИЗМ
9
ИСЛАМ
11
БАХАИЗМ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24
ВСТУПЛЕНИЕ
Иран и Средняя Азия — это территория, на которой существовали страны
древней и высокоразвитой цивилизации. Их обитатели одними из первых
вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III
тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения.
Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народы Средней Азии и Ирана в
течение многих тысячелетий сохраняли и непрерывно развивали свою культуру,
оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в
свою очередь, заимствуя их достижения. Как и все древние народы, иранцы в
прежние времена верили в многочисленных богов. Основными религиозными
культами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также
христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко
распространен иудаизм.
Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К
середине XI века процессы исламизации населения были практически
завершены.
Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе
возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими
и в настоящее время, являются суннизм и шиизм.
ЗОРОАСТРИЗМ
В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена,
религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое
воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на
рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в
Иране ) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока
и Закавказья. Зороастризм — религия единого бога Ахура Мазды, бога добра и
света. Его антипод — «владыка мрака» Ангро Майнью, управляющий своим
воинством — дэвами. В основе этой религии лежит вечная борьба добра и зла —
двух начал мироздания. Согласно зороастризму, пространство и время
бесконечно. Пространство заключает в себе «царство добра» и «царство зла».
Одно из основных понятий учения — понятие цикличности. Ахура Мазда в
бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который он
разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходило творение
идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не
прерывалась борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние
три тысячи лет — в это время появляется Зороастр, силы зла терпят
поражение, мир очищается огнем.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный
обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом
Индии (религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически
являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась
преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии
до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена,
распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада
Индостана.
Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в
мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды.
Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным
ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами
ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.
Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние
части Вед).
Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов,
доминировавших в военных союзах, и была, по сути, пуританской реформой
нравов.
Важнейшая особенность зороастризма – сочетание монотеизма и ярко
выраженного дуализма В дозороастрийский период (период индоиранской
общности) дэвы и ахуры представляли собой божества. В зороастризме они
эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся
богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается
как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни
сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в
особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.
Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего
Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий.
Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту
парсов.
К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения,
преимущественно в сторону монотеистических тенденций.
К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы
ислама и христианства.
Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается,
что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому
Заратустре.
Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей
частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн
(Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-
Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех
сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.
Вероятно, одним из первых свидетельств в Центральной Азии
сакрального отношения к священным зороастрийским стихиям - огню и воде
засвидетельствовано в храме на Джаркутане, построенного во II тысячелетии
до нашей эры. Его планировка, подобно маргианским храмам четко делится на
две части: парадную и подсобно-хозяйственную. Во дворе храма, наряду с
алтарем, под специальным навесом располагался священный колодец.
МАНИХЕЙСТВО
Религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в
242 г. Для раннего манихейства были характерны пацифизм и нестяжательство.
Зороастрийское жречество встретило проповедь манихейство резко
отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани
был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал
исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В
296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства. Тем
не менее манихейство быстро распространилось от Италии до Китая. В
манихейство перешло большинство мандеев. Манихейство исповедовал одно время
и блаженный Августин, впоследствии страстный критик манихейства. В VIII в.
манихейство - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе
манихейства лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы,
олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как
изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со
временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства
манихейство восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по
смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими
предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он.
Чистое манихейство исчезло к X в., повлияв на множество религиозных учений,
в частности на учение альбигойцев, богомилов, катаров, павликиан.
Манихейская община делилась на два класса – Избранные и Слушающие.
Слушающие – это рядовые последователи, которым полагалось кормить и
обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем
случае – перерождение в следующей жизни в качестве Избранного). Слушающим
не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то
и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света.
Избранных можно считать манихейским духовенством. Им запрещалось вступать в
брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам
(почти как джайнистским монахам). Избранным полагалось только молиться,
петь гимны и переводить книги манихейского канона. Якобы среди избранных
были женщины, судя по изображениям из манихейских храмов – однако некоторые
исследователи свидетельствуют против этого, утверждая, что это изображения
богинь. Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие
белые шапки. Среди Избранных выделялись "церковные иерархи": "глава
церкви", Архос или Принцепс, 12 "старших учителей" – магистров, 72 епископа
или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди
Избранных, не могли становиться иерархами36.
У манихеев были храмы, украшенные настенной живописью и рельефами.
Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал