Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии

Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии

Орловский государственный университет, художественно-графический факультет,

кафедра теории и методики искусства

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История интерьера»

на тему: «Культовые интерьеры Ирана и

Средней Азии»

Орел 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

3

ЗОРОАСТРИЗМ

4

МАНИХЕЙСТВО

7

БУДДИЗМ

9

ИСЛАМ

11

БАХАИЗМ

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24

ВСТУПЛЕНИЕ

Иран и Средняя Азия — это территория, на которой существовали страны

древней и высокоразвитой цивилизации. Их обитатели одними из первых

вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III

тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения.

Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народы Средней Азии и Ирана в

течение многих тысячелетий сохраняли и непрерывно развивали свою культуру,

оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в

свою очередь, заимствуя их достижения. Как и все древние народы, иранцы в

прежние времена верили в многочисленных богов. Основными религиозными

культами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также

христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко

распространен иудаизм.

Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К

середине XI века процессы исламизации населения были практически

завершены.

Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе

возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими

и в настоящее время, являются суннизм и шиизм.

ЗОРОАСТРИЗМ

В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена,

религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое

воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на

рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в

Иране ) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока

и Закавказья. Зороастризм — религия единого бога Ахура Мазды, бога добра и

света. Его антипод — «владыка мрака» Ангро Майнью, управляющий своим

воинством — дэвами. В основе этой религии лежит вечная борьба добра и зла —

двух начал мироздания. Согласно зороастризму, пространство и время

бесконечно. Пространство заключает в себе «царство добра» и «царство зла».

Одно из основных понятий учения — понятие цикличности. Ахура Мазда в

бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который он

разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходило творение

идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не

прерывалась борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние

три тысячи лет — в это время появляется Зороастр, силы зла терпят

поражение, мир очищается огнем.

Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.

До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный

обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом

Индии (религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически

являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась

преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии

до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена,

распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада

Индостана.

Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в

мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды.

Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным

ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами

ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.

Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.

Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние

части Вед).

Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов,

доминировавших в военных союзах, и была, по сути, пуританской реформой

нравов.

Важнейшая особенность зороастризма – сочетание монотеизма и ярко

выраженного дуализма В дозороастрийский период (период индоиранской

общности) дэвы и ахуры представляли собой божества. В зороастризме они

эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся

богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.

Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается

как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни

сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в

особых "башнях молчания".

Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего

Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий.

Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту

парсов.

К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения,

преимущественно в сторону монотеистических тенденций.

К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы

ислама и христианства.

Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается,

что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому

Заратустре.

Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей

частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн

(Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-

Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех

сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Вероятно, одним из первых свидетельств в Центральной Азии

сакрального отношения к священным зороастрийским стихиям - огню и воде

засвидетельствовано в храме на Джаркутане, построенного во II тысячелетии

до нашей эры. Его планировка, подобно маргианским храмам четко делится на

две части: парадную и подсобно-хозяйственную. Во дворе храма, наряду с

алтарем, под специальным навесом располагался священный колодец.

МАНИХЕЙСТВО

Религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в

242 г. Для раннего манихейства были характерны пацифизм и нестяжательство.

Зороастрийское жречество встретило проповедь манихейство резко

отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани

был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал

исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В

296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства. Тем

не менее манихейство быстро распространилось от Италии до Китая. В

манихейство перешло большинство мандеев. Манихейство исповедовал одно время

и блаженный Августин, впоследствии страстный критик манихейства. В VIII в.

манихейство - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе

манихейства лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы,

олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как

изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со

временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства

манихейство восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по

смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими

предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он.

Чистое манихейство исчезло к X в., повлияв на множество религиозных учений,

в частности на учение альбигойцев, богомилов, катаров, павликиан.

Манихейская община делилась на два класса – Избранные и Слушающие.

Слушающие – это рядовые последователи, которым полагалось кормить и

обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем

случае – перерождение в следующей жизни в качестве Избранного). Слушающим

не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то

и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света.

Избранных можно считать манихейским духовенством. Им запрещалось вступать в

брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам

(почти как джайнистским монахам). Избранным полагалось только молиться,

петь гимны и переводить книги манихейского канона. Якобы среди избранных

были женщины, судя по изображениям из манихейских храмов – однако некоторые

исследователи свидетельствуют против этого, утверждая, что это изображения

богинь. Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие

белые шапки. Среди Избранных выделялись "церковные иерархи": "глава

церкви", Архос или Принцепс, 12 "старших учителей" – магистров, 72 епископа

или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди

Избранных, не могли становиться иерархами36.

У манихеев были храмы, украшенные настенной живописью и рельефами.

Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать