колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный
галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) —
терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.
Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три
символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира
верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру
небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная
резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией,
мозаикой, росписью.
Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со
словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру
– место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама
священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой
молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец
плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра
(«Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в
орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил
преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо
изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой
сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине
(основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-
709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал
местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г.
михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере
освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед
михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный
вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении
ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он
располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной
мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь.
Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на
спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей.
Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с
художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой,
инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой
мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу
Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также
троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение
минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление
династии Аббаситов (750-1258 гг..). Одновременно сложился тип минбара как
произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на
трон кафедра (иногда под балдахином).
Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где
находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой
причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение
во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с
арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в
зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или
коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся
должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть
верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части
общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища.
Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.
Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и
сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и
священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек
устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам –
руководитель богослужения.
Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от
араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня,
предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона,
галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. –
это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского
присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние
средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли
функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и
гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний
архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах
Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип
получил более широкое распространение и многочисленные варианты
архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или
восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или
«гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.),
украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой.
Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с
традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием
местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В
позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются
декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах
главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. –
намогильный букет цветов на палочке; минарет).
Очень разные по архитектурному воплощению мечети объединяет некая
сумма общих правил, выполнение которых обязательно при их возведении.
Правила, эти вовсе не касаются внешней архитектуры здания, а задают
общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения
необходимого ритуала. Обязателен минбар (специальная кафедра для чтения
проповеди). Обычно он располагается справа от михраба и является
привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах
мечети могли его не иметь. Оформление молельного зала должно быть скромным,
чтобы не отвлекать молящихся от намаза: михраб и минбар, напротив, должны
декорироваться пышно для привлечения к себе внимания во время молитвы
В мечети должен быть ровный и теплый пол, позволяющий снимать обувь
и становиться на колени во время молитвы. Он покрывается коврами и другими
матерчатыми покрывалами.
За время существования ислама было создано несколько основных
разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза, имеет четыре
уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр—после
окончания месяца Рамазан) и годовой (ид — в память жертвоприношения
Авраама). Исходя из этого, мечети подразделялись на масджид — квартальная
(у татар "мэхэллэ мэчете") — служила для ежедневных молитв, свершения
похоронного обряда, общественным центром махалля; со-борнаю ("джами") — их
могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта и они
были открыты всегда; большую или общегородскую — пятничную (по-татарски —
"жамигъ мэчете" или "жомга мэчете"). Кроме того, в крупных городах
существовали загородные мечети ("мусалла") для молений по годовым
праздникам с большим стечением народа, поминальные мечети на кладбищах,
мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий.
В каждом городе существуют соборные мечети, служащие для
коллективных молений в пятницу, квартальные, пятивременные. Строительство
мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не
жалели. В некоторых странах и городах мечети представляют собой
великолепные архитектурные сооружения.
Внутреннее помещение мечети выглядит скромно: здесь нет ни идолов,
ни украшений. Мечети обычно используются не только для богослужений,
проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного
центра, места собраний правоверных на все важные случаи жизни. В мечетях
решались и решаются текущие дела, производится сбор милостыни и
пожертвований, принимаются различные решения, требующие участия большого
количества местных жителей.
Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-
Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над
обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов
в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые
перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город
мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в
окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и
жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно
увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара
занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус,
по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный
аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак).
Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская
мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами
стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей
и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.
БАХАИЗМ
Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина,
первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её
истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по
имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть
себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди).
Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро
распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и
ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его
последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое
количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза
Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть
долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего
получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм
получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и
т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно
невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между
прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует
непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С
точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а
различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные
аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь,
призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на
преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее
обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск
Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность
каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна
стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-
экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными
принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное
сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство
человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с
международным правительством и единым языком, общество, организованное на
началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет
социальных антагонизмов.
В бахаизме практически отсутствуют обряды и сложная символика,
храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается,
что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно
познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм
представляет собой жесткую иерархическую структуру, локальные общины
контролируются и управляются централизованно. Во главе мирового бахайства
стоит Всемирный Дом Справедливости, резиденция которого находится в г.
Хайфе (Израиль), в масштабах отдельных стран действуют Национальные
духовные собрания, а руководство общинами осуществляют местные духовные
собрания, избираемые из числа верующих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного
Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран,
Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к
выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Находясь на
пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении
веков входила в разные периоды в состав различных государственных
образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы,
языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на
этой земле.
В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы
симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной
жизни народов, населявших этот регион.
Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии
отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Это
стремление к симбиозу различных культурных традиций является характерной
чертой развития искусства Средней Азии, оно сохранится и в последующих его
этапах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ш.М. Шукуров «Искусство средневекового Ирана», Москва
«Наука», главная редакция восточной литературы, 1989
2. Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб
«Традиционное искусство Востока», М. 1997
3. Тигран Мкртычев, «Вода, боги, люди в центральной Азии.»