Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии

колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный

галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) —

терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три

символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира

верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру

небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная

резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией,

мозаикой, росписью.

Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со

словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру

– место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама

священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой

молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец

плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра

(«Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в

орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил

преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо

изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой

сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине

(основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-

709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал

местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г.

михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере

освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед

михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный

вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении

ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он

располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной

мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь.

Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на

спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей.

Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с

художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой,

инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой

мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу

Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также

троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение

минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление

династии Аббаситов (750-1258 гг..). Одновременно сложился тип минбара как

произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на

трон кафедра (иногда под балдахином).

Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где

находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой

причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение

во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с

арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в

зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или

коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся

должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть

верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части

общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища.

Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.

Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и

сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и

священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек

устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам –

руководитель богослужения.

Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от

араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня,

предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона,

галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. –

это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского

присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние

средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли

функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и

гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний

архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах

Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип

получил более широкое распространение и многочисленные варианты

архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или

восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или

«гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.),

украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой.

Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с

традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием

местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В

позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются

декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах

главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. –

намогильный букет цветов на палочке; минарет).

Очень разные по архитектурному воплощению мечети объединяет некая

сумма общих правил, выполнение которых обязательно при их возведении.

Правила, эти вовсе не касаются внешней архитектуры здания, а задают

общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения

необходимого ритуала. Обязателен минбар (специальная кафедра для чтения

проповеди). Обычно он располагается справа от михраба и является

привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах

мечети могли его не иметь. Оформление молельного зала должно быть скромным,

чтобы не отвлекать молящихся от намаза: михраб и минбар, напротив, должны

декорироваться пышно для привлечения к себе внимания во время молитвы

В мечети должен быть ровный и теплый пол, позволяющий снимать обувь

и становиться на колени во время молитвы. Он покрывается коврами и другими

матерчатыми покрывалами.

За время существования ислама было создано несколько основных

разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза, имеет четыре

уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр—после

окончания месяца Рамазан) и годовой (ид — в память жертвоприношения

Авраама). Исходя из этого, мечети подразделялись на масджид — квартальная

(у татар "мэхэллэ мэчете") — служила для ежедневных молитв, свершения

похоронного обряда, общественным центром махалля; со-борнаю ("джами") — их

могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта и они

были открыты всегда; большую или общегородскую — пятничную (по-татарски —

"жамигъ мэчете" или "жомга мэчете"). Кроме того, в крупных городах

существовали загородные мечети ("мусалла") для молений по годовым

праздникам с большим стечением народа, поминальные мечети на кладбищах,

мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий.

В каждом городе существуют соборные мечети, служащие для

коллективных молений в пятницу, квартальные, пятивременные. Строительство

мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не

жалели. В некоторых странах и городах мечети представляют собой

великолепные архитектурные сооружения.

Внутреннее помещение мечети выглядит скромно: здесь нет ни идолов,

ни украшений. Мечети обычно используются не только для богослужений,

проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного

центра, места собраний правоверных на все важные случаи жизни. В мечетях

решались и решаются текущие дела, производится сбор милостыни и

пожертвований, принимаются различные решения, требующие участия большого

количества местных жителей.

Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-

Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над

обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов

в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые

перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город

мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в

окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и

жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно

увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара

занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус,

по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный

аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак).

Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская

мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами

стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей

и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.

БАХАИЗМ

Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина,

первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её

истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по

имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть

себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди).

Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро

распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и

ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его

последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое

количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза

Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть

долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего

получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм

получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и

т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно

невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между

прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует

непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С

точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а

различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные

аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь,

призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на

преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее

обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск

Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность

каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна

стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-

экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными

принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное

сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство

человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с

международным правительством и единым языком, общество, организованное на

началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет

социальных антагонизмов.

В бахаизме практически отсутствуют обряды и сложная символика,

храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается,

что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно

познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм

представляет собой жесткую иерархическую структуру, локальные общины

контролируются и управляются централизованно. Во главе мирового бахайства

стоит Всемирный Дом Справедливости, резиденция которого находится в г.

Хайфе (Израиль), в масштабах отдельных стран действуют Национальные

духовные собрания, а руководство общинами осуществляют местные духовные

собрания, избираемые из числа верующих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного

Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран,

Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к

выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Находясь на

пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении

веков входила в разные периоды в состав различных государственных

образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы,

языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на

этой земле.

В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы

симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной

жизни народов, населявших этот регион.

Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии

отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Это

стремление к симбиозу различных культурных традиций является характерной

чертой развития искусства Средней Азии, оно сохранится и в последующих его

этапах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ш.М. Шукуров «Искусство средневекового Ирана», Москва

«Наука», главная редакция восточной литературы, 1989

2. Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб

«Традиционное искусство Востока», М. 1997

3. Тигран Мкртычев, «Вода, боги, люди в центральной Азии.»

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать