Культура барокко

Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен:

Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно:

1) мифологические, библейские, исторические сюжеты;

2) эффектное, театральное, помпезное изображение;

3) обязательное присутствие архитектурного фона;

4) яркость, контрастность колорита;

5) динамика изображения.

Например: “Сотник перед Христом”.

Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо -

художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу

принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”,

“Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.

К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его

произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение,

получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором

рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма.

Характерно:

1. Гиперболизм в изображении;

2. Искажение пропорций;

3. Мрачная, холодная красочная гамма;

4. Нервный, “пляшущий” мазок.

Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:

1. Жесткость, плотность фактуры;

2. Пластическая моделировка;

3. приближение фигуры к переднему плану;

4. Цельность, строгая соотнесенность частей;

5. Детализация.

Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”,

“Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”,

“Обращение св. Павла”.

4. Музыка

В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного

перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это

время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,

гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится

музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые

творческие искания.

ОПЕРА

Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты

мировоззрения сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального

искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый,

патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование

драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно

возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального

развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была

призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было

длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере

Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные

драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток”),

комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным

композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность

нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал

многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена

драматическая мелодия (concitato - взволнованный стиль), сплавлявшая

речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу

симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил

новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато.

Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший

современное ему музыкальное искусство. Его произведения:

оперы “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо,

“Ариадна” 1608г., текст Ринуччини,

“Коронация Поппеи” 1642г. и др.

интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки”, ...

С середины XVIIв. намечается определенная колея развития оперного жанра,

устанавливаются типы, разновидности, образуются школы:

1) Венецианская

Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо,

Д.Фрески,...

Характерно:

а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;

б) захватывающее действие, любовные интриги;

в) введение комических эпизодов;

г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;

д) утрачивается виртуозность;

е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями;

ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с

оперой;

з) утверждаются оперные декорации (Торелли).

2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве

откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:

а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;

б) стержень - любовная интрига;

в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах

и противоречиях;

г) главенствующее значение музыки;

д) текст носит обобщающий характер;

е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба,

ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,...

ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии

струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра - simfonia: 1ч-

быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная.

ОРАТОРИЯ

Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более

камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только

музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская

оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется

хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление

к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория

проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,

постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.

Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.

Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная),

праздничная (более масштабная).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания

инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются

ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В

середине века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило:

1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;

2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;

3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso.

Представители:

Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в

пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной

ткани; ясный и открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений

программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии

близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.

Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:

1ч - быстро; рондо, разработочный характер;

2ч - медленно, лирический центр;

3ч - быстро.

В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди.

Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к

“взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая

индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была

многоплановой и разнообразной.

III. Искусство Фландрии

1. Живопись

Первая буржуазная революция, ставившая целью освобождение народа от

власти церкви, разделила страну на две части: юг (Фландрия, современная

Бельгия) и север (Голландия). Огромный социальный и духовный подъем,

пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете

культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной

мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. В

начале XVIIв. происходит восстановление страны от разрухи. Культовая

архитектура воспринимает черты и формы итальянского барокко: декоративное

оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением скульптур,

пластической орнаментации. Например, церковь св. Карла Барромея в

Антверпене (1614-1621гг.), архитектор П.Хёйсенс (церковь Иль Джезу).

Скульптура сочетает в себе народную традицию и итальянскую пластику

барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа,

Лукас Файдхербе...

В целом в искусстве Фландрии было преобладание живописи, определяющей

пути развития скульптуры, архитектуры, художественной промышленности.

Представители:

Антонио ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность,

барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая

реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф.Снайдера”.

Непревзойденным Мастером эпохи стал Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

Органично претворил наследие итальянского Возрождения: единство мира,

жизнеутверждение, прославление человека как центра мироздания; новой

культурной эпохи: высший динамизм, пластичность, резкость, разомкнутость

композиции, страдание и горе в тематике, монументальность, декоративность,

торжественность; национальные традиции: реализм. Явился творцом парадного

портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например: “Охота

на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать