- подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это
выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание
по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести
грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на
Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение,
крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека.
Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь
Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);
6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная
деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,
который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко
создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время
человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в
многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные
прелюдии...;
7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно
выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы
эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько
столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:
импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,
упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.
В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:
1) служения Богу;
2) украшения человеческой жизни.
“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством
которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность
звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в
первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и
затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”
Вальтер.
X. Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если
архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе
можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,
величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика
(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)
Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб - подставкой служит он.
Жорж де Скюдери
“Аларих, или побежденный Рим” 1654
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на
библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-
борец”,... Для его творчества характерно:
масштабность поэмы;
сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;
рельефные образы;
нагромождение деталей;
господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе
добра и зла.
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском
романе:
1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).
Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и
живописность описаний; риторическая величественность речи героев;
2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;
3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:
расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В
каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене
присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной
данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он
- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские
положения автора” (Морозов)
XI. Театр
Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру
присущи:
1) условность, витиеватость стиля;
2) своеобразный язык с включением простонародных слов;
3) динамика действия;
4) сложная композиция;
5) напыщенность, аффектация.
На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые
штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и
Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,
“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”
1675). Основные черты:
1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во
внешнем конфликте драмы;
2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;
3) обнажение жизненных противоречий.
XII. Русское искусство барокко
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.
Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция
западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от
художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство
Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось
лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.
В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального
Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на
планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло
средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко
специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.
Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной
пространственной зоны.
Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-
декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык
символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о
мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.
Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:
Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.
В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность
культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в
основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной
культуры.
XIII. Заключение
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое
пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически
закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.
Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их
национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для
всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов...
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения.
Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство
рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы,
“нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души.
Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной
антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота
искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу.
Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере
восприятия искусства.
Лети душа, лети, долой пределы
Земного бытия, круг жизни разорви,
Отбрось утехи дальнего удела,
Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса,
Там обручились вечность и краса.
фон Хоффмансвальдау
“Мир”.
Литература
1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963
2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964
3. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940
4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1982
5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском
искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966
6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”
7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М., “Наука”
8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2