Культура барокко

- подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это

выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание

по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести

грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на

Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение,

крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека.

Человек и мир - одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь

Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная

деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,

который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко

создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время

человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в

многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные

прелюдии...;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно

выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы

эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько

столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:

импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,

упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу;

2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством

которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность

звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в

первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и

затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

Вальтер.

X. Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если

архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе

можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,

величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика

(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он.

Жорж де Скюдери

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на

библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-

борец”,... Для его творчества характерно:

масштабность поэмы;

сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;

рельефные образы;

нагромождение деталей;

господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе

добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском

романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).

Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и

живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:

расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В

каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене

присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной

данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он

- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские

положения автора” (Морозов)

XI. Театр

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру

присущи:

1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;

4) сложная композиция;

5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые

штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и

Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во

внешнем конфликте драмы;

2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;

3) обнажение жизненных противоречий.

XII. Русское искусство барокко

Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.

Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция

западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от

художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство

Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось

лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального

Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на

планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло

средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко

специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.

Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной

пространственной зоны.

Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-

декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык

символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о

мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.

Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:

Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.

В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность

культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в

основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной

культуры.

XIII. Заключение

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое

пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически

закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.

Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их

национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для

всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения.

Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство

рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы,

“нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души.

Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной

антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота

искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу.

Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере

восприятия искусства.

Лети душа, лети, долой пределы

Земного бытия, круг жизни разорви,

Отбрось утехи дальнего удела,

Тяжелое ярмо земной любви.

Душе легко, открыты небеса,

Там обручились вечность и краса.

фон Хоффмансвальдау

“Мир”.

Литература

1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964

3. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940

4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1982

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”

7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М., “Наука”

8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать