еще другое собрание их, под именем «Русских сказок». Из них перевел
некоторые г. Рихтер на немецкий язык в своих русских отрывках (Russische
migsellen), хотя и вкратце, и с некоторыми отступлениями.
Сии и многие другие сокровища долго уже скрываются, будучи
написаны не a`la Voltaire, или a`la Sterne но а`la... Что ж из того
следует? – Что у россиянина в девятнадцатом веке нет еще совсем российской
истории! Но он получит ее, получит под правлением кроткого Александра.
Прежде нежели скажем что-нибудь о cудьбе славянской мифологии, заметим
теперь нечто о самом богоучении со всевозможною краткостью.
Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец
у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как
человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые
предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненный
шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно
ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха,
изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо,
подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о
чудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и
притом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение и
боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще
думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил
огонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага:
иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал
он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-
то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В
другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его была
отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе
доброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения
древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно
было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых;
каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом
произошло то множество, которое мы скоро увидим.
Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему вкусу. Храбрость
и благоразумие были (при)влекательны; в людях, отличавшихся сими
достоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и так
вообразили, что они им родственники. По тому самому в вышеупомянутой песне
воинству Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этой
песне Боян, древнейший известный русский стихотворец, именуется внуком
Велеса.
Изображение богов
Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – ему
пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем
он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не
меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими
творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала
уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин в
образующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне,
однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы,
вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были
искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световиде
говорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по
описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог
страшною и т. д.
Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это
было дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканы
богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для сего выбирали
всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое время
были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из
другого дерева, нежели самая статуя: то причина сему состоит вероятно в
понятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны все
истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси
металлов и содержат много серебра,
так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра.
Впрочем сомневаюсь я, справедливо ли то, что истуканы Радегаста и Золотой
Бабы вылиты были из золота. На всех изображениях, описанных господином
Машем, находится везде имя божества, какое представляет изображение.
Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так у
Перуна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги.
Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему сии
изображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силу
божества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что у
некоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. У
немногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по
четыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразить
всеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице при
образе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини.
Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишком
увеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность как
можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная
ими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что у
Перуна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями.
При том же представим себе многочисленные войны, которые вели россияне не
столь славно против греков; а во вторых великий дух гонения, оказанный
Владимиром I против богов своих.
Храмы
Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно уже
определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идолов
в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их
получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах.
Может быть: думали жрецы уединением и мраком тем сильнее разгорячить умы
народа; но как бы то ни было, по крайней мере известно, что славяне поздно
уже начали строить свои храмы. Первые храмы были только места, окруженные
кольями; потом четыре столба накрылись кровлею и со всех сторон окружились
завесами; наконец стали даже строить храмы из одного дерева. Сии храмы не
такт о худо были строены, как некоторые думают. Саксон говорит нам, что
храм Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (oper elegantisfimum),
наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа и
показывала грубость народа. Внутри были стены обиты пурпуровыми коврами;
там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою и
служивших для украшений храма. Как этот храм, так вероятно и многие другие
были украшены; а только недостает у нас известий, чтобы распространиться о
том несколько подробнее.
Мы знаем достоверно, что храмы были богаты утварями; многие из них были
золотые и серебряные, а другие из смешанного металла и притом высокой
работы. Это видно в описанных господином Машем сосудах. В числе сих вещей
можно заметить жертвенные чаши (paterae), тарелки, ножи, колокола и
проч."(Л.1)
Народные и языческие праздники древней Руси
"Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколько
дней для поклонения. Легко можно себе представить, что сии празднества
происходили весьма странно, а доказательство сему увидим при описании
Световида. Некоторые из сих празднеств, или лучше сказать, тень их
осталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен,
что только взор критика может приметить истинное значение их. Так
например: кто поверил бы, что русский Семик, этот любимый день наших
крестьянских девушек, был некогда языческим празднеством? Но это
действительно правда, что и доказывают песни, обыкновенно в этот день
припеваемые, в которых встречаются имена некоторых богов." (Л.1)
Возникновение религиозных праздников у славян
"Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние
земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили
отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы.
Основными источниками их существования были собирание естественных
даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как
дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие.
Добывание пиши составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни
человека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды
относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным
недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были
совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когда
созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные
племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали
принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались
подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с
соответствующим временем года, то и празднование их постепенно
закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9