Культура Древней Руси

крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную

резьбу по дереву называют корабельной. Ею исстари украшали не только дома,

но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани,

бороздили воды Каспия." (Л.5)

Теперь я немного расскажу о "технологии" строительства деревянных

сооружений, а в частности русской избы... Как отмечено выше, ведущим видом

строительства на Руси являлись деревянные постройки. Помимо каменных

церквей были широко распространены и деревянные. Кроме того из дерева

строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до

больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. "Основным

мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной

длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные в

концах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально.

Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок -

"в обло" и "в лапу". Врубку "в обло" можно наблюдать только в очень старых

зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - "в лапу" - сложнее

первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в

результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются

по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров

необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином

порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьми

угольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянный

сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли

основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие

производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным

образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два

этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье,

перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи" (Л.4)

"С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное

строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие

столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные

церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые

жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены

городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской

Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира,

Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые

комплексы Москвы – собирательницы русских земель.

В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках

преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы,

такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из

ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем

нельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического

храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных

нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов,

поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного до

пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские

культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров,

объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Подавляющее

большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и

единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя

структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Архитектурно-композиционные формы их эволюция

Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и

архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета

Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду

с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни,

построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета

известковом растворе и образующих "полосатую" кладку. Крупнейшим

памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. –

окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искажен

перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и

общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их

строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный

крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были

болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и

запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С

восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане

апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены

вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей,

появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно

позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли

прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на

северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие

существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были

покрыты монументальной фресковой живописью н мозаикой. Изображения, в

которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными,

статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В

главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем -

Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны

из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-

лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.

Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая

архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим

достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное

построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в

Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и

современными ему византийскими храмовыми постройками.

Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим

Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский

собор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно

собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил

до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и

лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня,

кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады

собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают

внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения,

соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над

башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик

собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль

имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды,

так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае

исключительно фресками.

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления.

Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским

периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь

Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась

типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно

простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших

храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять

внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта

система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один

купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная

черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси,

обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление,

внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной

стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол

поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее

время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как

и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные

окна на фасадах и барабане купола.

Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти

отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей

фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкую

пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но

в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана

фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей

части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными

полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами

архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и

различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичным

для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать