крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную
резьбу по дереву называют корабельной. Ею исстари украшали не только дома,
но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани,
бороздили воды Каспия." (Л.5)
Теперь я немного расскажу о "технологии" строительства деревянных
сооружений, а в частности русской избы... Как отмечено выше, ведущим видом
строительства на Руси являлись деревянные постройки. Помимо каменных
церквей были широко распространены и деревянные. Кроме того из дерева
строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до
больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. "Основным
мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной
длины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные в
концах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально.
Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок -
"в обло" и "в лапу". Врубку "в обло" можно наблюдать только в очень старых
зданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - "в лапу" - сложнее
первого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и в
результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются
по горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеров
необходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или ином
порядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьми
угольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянный
сруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составляли
основу традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытие
производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным
образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два
этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье,
перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи" (Л.4)
"С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное
строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие
столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные
церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые
жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены
городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской
Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира,
Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые
комплексы Москвы – собирательницы русских земель.
В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках
преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы,
такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из
ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем
нельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек.
В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического
храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных
нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов,
поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного до
пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские
культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров,
объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Подавляющее
большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и
единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя
структура четко и последовательно выражается во внешних формах.
Архитектурно-композиционные формы их эволюция
Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и
архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета
Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду
с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни,
построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета
известковом растворе и образующих "полосатую" кладку. Крупнейшим
памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. –
окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искажен
перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и
общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их
строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный
крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были
болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и
запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С
восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане
апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены
вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей,
появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно
позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли
прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на
северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие
существенные изменения в архитектурном облике храма.
Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были
покрыты монументальной фресковой живописью н мозаикой. Изображения, в
которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными,
статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В
главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем -
Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны
из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-
лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.
Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая
архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим
достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное
построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в
Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и
современными ему византийскими храмовыми постройками.
Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим
Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский
собор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно
собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил
до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и
лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня,
кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады
собора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражают
внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения,
соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над
башней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний облик
собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль
имеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды,
так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае
исключительно фресками.
В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления.
Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским
периодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковь
Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определилась
типичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайно
простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших
храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять
внутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же эта
система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и один
купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характерная
черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси,
обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление,
внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточной
стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол
поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее
время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как
и во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные
окна на фасадах и барабане купола.
Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти
отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей
фасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкую
пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но
в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана
фресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей
части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-красными
полосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границами
архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и
различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичным
для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9