Культура Египта

Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным

временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества

египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот-

бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные

считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после

смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища

священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Поэтому нас не должно

удивлять особое, изысканное мастерство анимализма у египетских художников.

Изображают ли они важного павиана или поджарую собаку с сосцами,

отягчёнными молоком, или передают дикую грацию кошки - эти изображения по-

своему совершенны.

Высшем культом был культ солнечного божества, грозного и благого,

дающего жизнь и испепеляющего. Круг - подобие солнечного диска - постоянно

встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые

созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Бог Гор,

светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для

понимания египетского искусства.

Интересно, как фабула старого мифа была переосмыслена в

рабовладельческой монархии Египта, и как соединялись с культом фараонов и

представлениями о загробной жизни.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась

традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А

похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически

воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивая его богиней Исидой и его

воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе

фараона: впоследствии они распространились более широко и стали частью

погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека. Только рядовых

общинников и рабов - хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в

песок.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему

клали священный амулет - фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано

заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего

обладателя ан суде Осириса, куда тот должен был явиться. После суда и

очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Чтоб

покойник мог счастливо жить за гробом, его надо снабдить всем, чем он

обладал на земле. Всем - вплоть до его собственного тела, избежавшего

тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела,

есть ещё нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная

сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную

оболочку и вселиться в неё, - тогда, и душа будет чувствовать себя уверенно

и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную

статую умершего, иногда не одну, причём портрет должен был быть очень

похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло

знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны:

они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица

остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Переходящие

переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобождённый от

времени, идущий в вечность. По крайней мере, в Древнем царстве портреты

были спокойно-бесстрастными. Позже, в искусстве Среднего и особенно Нового

царства, многое изменилось. Египетская религия была сравнительно гуманной:

она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только

искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное

благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти» - заменяли покойному

слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с

изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, отдых

властелина в кругу семьи, труд его рабов, труд ремесленных мастерских. В

утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную

и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей

никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не

пытливость археологов, начавших в 19 веке исследования египетских

захоронений.

Понятно, что и труд художников, поэтому считался священнодействием.

Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были

высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и

окружены почётом. Зодчий Хёмиун, руководящий строительством пирамиды

Хеопса, был племянником этого царя. До нас дошла портретная статуя Хёмиуна:

он изображен сидячим на кубическом постаменте в такой же неподвижной,

фронтальной, строго симметричной позе, как фараон Хефрен.

Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как

цари своими победами; только гимны царей начинались словами: « Я

разрушил(», «Я покорил(», а гимны художников: « Я воздвиг(», «Я соорудил(».

Тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго

ограниченно: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов,

вершителя божественной воли.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось

носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного,

изменчивого, неустойчивого. Египетское искусство выработало язык,

отвечающий идее постоянства, - язык экономного графического знака, строгой

и ясной линии, чёткого контура, компактных предельно обобщенных объёмов.

В Древнем царстве сложились строго определённые типы статуй: стоящей -

фигура напряжённо выпрямлена, фронта льна, голова высоко поднята, левая

нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки

симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс также

выпрямлен, взор устремлён вдаль. Эти типы статуй появились потом и в

Среднем и в Новом царстве, и в поздний Саисский период египетской истории.

В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного

распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а

торс развёрнутым; вся фигура обрисована упругой единой линией. Принцип

рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова располагалась

в фас, были редкими и появлялись в эпоху Нового царства.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-

политический и культурный подъём. Искусство Древнего царства - это

египетская классика; оно монументально, спокойно и торжественно, в нём

особенно ощутима та размеренность, ритмичность, которая ток характерна для

египетского искусства вообще. Изобразительные каноны в Древнем царстве хотя

и соблюдались особенно строго, но ещё не покрылись лоском тысячелетних

традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» создан в начале 3-го тыс.

до нашей эры - 50 веков тому назад! Мускулистое, стройное тело живёт:

чувствуется мерный ритм пружинящей поступни, орлиный профиль прекрасен.

Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной

основы туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонталь,

пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они

отображали из фасного и профильного положения самые чёткие, ясно читаемые

аспекты, помещая их в двухмерную плоскость. Умение или неумение,

правильность или неправильность проявляются лишь в пределах исторически

сложившейся художественной концепции. В пределах египетской концепции мы

водим в «Зодчем Хесира» высокий реализм и безупречное мастерство.

Все сомнения в способности египетских художников чувствовать и

передавать объёмную форму отпадут, когда мы посмотрим на скульптуру

мужской головы того времени из собрания Сальт, ныне хранящихся в Лувре. Она

высечена из известняка, сравнительно мягкого камня, который часто

использовали в скульптуре, наряду с более твёрдыми породами - базальтом и

диоритом. Это молодое лицо, с чертами чёткими, но не утратившими юношеской

мягкости, вылеплено обобщённо, но замечательно живо.

Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства нужно назвать

раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Парные статуи

мужа и жены, помещаемые в гробницах, постоянно встречаются в истории

египетского искусства, в их трактовке сложились свои устойчивые каноны поз,

положения рук. Группа Рахотепа и Нофрет принадлежит к древнейшим

скульптурам этого иконографического типа. Помимо портретной жизненности

лиц, статуи отличаются особенным благородством пластики: в фигурах мужчины

и женщины ощущается целостный каменный блок, из которого они изваяны, - а

вместе с тем как мягко моделированы объёмы тела, грудь и руки женщины под

белой одеждой. Гармонична раскраска - сочетание белого и смугло-

золотистого, оживляемое цветными полукружиями ожерелья Нофрет и столбцами

иероглифов на спинках кресел.

Устойчивый композиционный принцип в рельефах Древнего царства

утвердился мотив шествия, процессия, где фигуры движутся одна за другой по

фризу, через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов.

Классический пример такой композиции - рельеф из гробницы в Саккара.

Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем

поясе этого фриза шествуют стайками гуси и журавли. Движения слуг довольно

не принуждённы - они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по

спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда

- при изображении хозяев). Однако равномерная повторяемость фигур, их

движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придаёт ей нечто ритуально-

торжественное: это не скотный двор - это вереницы живых существ движущихся

в вечность. Среди иероглифических знаков, идущих по верху фриза и

заполняющих пустоты между фигурами, встречаются и фигурки гусей и быка -

такие же, только маленькие; они чередуются с неизобразительными знаками, и

все, вместе с основным изображением, создаёт впечатление одухотворённого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать