Культура Египта

От Луксора до Карнаку вела длинная, почти два километра, прямая

магистраль - аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один

из обелисков стоит на площади Согласия в Париже), мощные пилоны образовали

портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого солнцу

двора, обнесённого колоннадой, путь вёл в сумрачный гипостильный зал, а

затем в полутёмное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в

одном только зале Карнака их было 144), папирусообразных, лотосовидных,

пальмовидных; иные из них таковы, что ствол колонны не могли обхватить бы,

и пять человек. Ниже части стен украшались растительным узором, а потолок

расписывался золотыми звёздами на темно-синем фоне, - видимо, храм

символически изображал нильские заросли звёздной ночью. Все эти

архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, подражающие

нильским растениям и деревьям, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем

царстве, но никогда они прежде не соединялись в таком внушительном,

пространственно-сложном ансамбле.

Памятником фиванской культуры 18-й династии является храм царицы

Хатшепсут в долине Деир-эль-Бахри. Хатшепсут, царствовавшая в конце 16 -

начале 15 века до нашей эры, была единственной в истории Египта женщиной-

фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, её

изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под

подбородком бородой. Она не очень занималась завоевательными походами, зато

ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве.

Свой заупокойный храм она поместила рядом с усыпальницей фараона

Ментухотепа, родоначальника фиванских царей, желая подчеркнуть своё с ним

родство и приемлемость. Но её храм грациознее и роскошнее скромного храмика

Ментухотепа, увенчанного маленькой пирамидой.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен скульптурами и

рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворцы-террасы

оживлялись искусственными прудами и деревьями. После смерти царицы её

приемник Тутмес3, которого она в своё время оттеснила от престола, многое

уничтожил; стремясь предать забвению имя женщины-фараона. Но храм и в

руинах свидетельствует о высоком расцвете искусства той поры.

Почти ничего не осталось от заупокойного храмаАменхотепа3, отца

будущего реформатора Эхнатона. Сохранились, в повреждённом состоянии,

сидевшие перед храмом 21-метровые колоссы. Теперь они высятся на фоне

пустыни. Два сфинкса с ликом Аменхотепа3 из храма спокойно и царственно

возлежат на берегу Невы, в Санкт-Петербурге, напротив здания Академии

художеств. На их пьедестале написано, что они привезены из Древних Фив в

град Петра в 1832 году. Они так хорошо вошли в архитектурный ансамбль

Петербурга, гармонируя с его зданиями, мостами, решетками, со всем

«строгим, стройным видом» северной столицы, что кажется, будто здесь они у

себя дома.

Портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, исполненные в

плодотворную для искусства эпоху 18-й династии - в 16 веке до нашей эры из

черного дерева исключительно тонкой и изящной работы, хранятся в московском

собрании. Ранная изображена в традиционной позе египетской статуи, но есть

нечто новое, подчеркнута её хрупкая женственность, фигура необычайно

тонкая, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон

лотоса.

«Светский» дух проникает в искусство Египта. В рельефах и росписях

гробниц, храмов и дворцов щедро изображаются пиры, праздники, арфистки

танцовщицы, приёмы послов, одевания и косметические процедуры знатных

женщин. Переселяясь в загробный мир дамы и туда берут с собой наборы

туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные

ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки.

При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают

обращаться более свободно. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и

прежняя трактовка фигур сохраняется, всё чаще появляются непривычные позы и

ракурсы - в фас, в три четверти, со спины, фигуры заслоняют одна другую,

рисунок становится более изысканным.

Многообразные поиски периода 18-й династии подготовили новаторский

перелом, происшедший в царствование фараона-реформатора Аменхотепа4

-Эхнатона в начале 14 века до нашей эры.

Эхнатон отменил единым законодательным актом весь древний пантеон

богов, конфисковал имущество храмов и, впервые в истории, ввёл единобожие

- поклонение богу-солнцу Атону, только ему, и никому больше. Новое божество

Атон был самим солнцем - диском, сияющим в небе: светлый круг, испускающий

лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что должно было

символизировать дарование благ на земле. Эхнатон приступает к строительству

новой столицы - Ахетатон («Небосклон Атона)». Место было выбрано севернее

Фив, на восточном берегу Нила, где гряда гор полукружием обступает долину,

образуя естественную ограду.

Хотя столица была построена в короткий срок на пустом месте, где раньше

ничего не было, она быстро разрослась в оживлённый город с дворцами,

храмами, некрополями (в которых почти ни кого не успели похоронить -

Ахетатон просуществовал не долго), с ремесленными и торговыми кварталами,

красивыми домами-усадьбами, а в садах нарядные беседки, бассейны, пруды,

обильные рыбой. Ахетатон не походил на «страну могил», как иногда называли

Египет, - в его облике было что-то родственное искусству Китая, с которым

Египет имел торговые сношения. Больше не изготовляли статуй с головами

львов и шакалов, зато дворцы щедро украшались декором с удивительно

натуральными изображениями лотосов, папирусов, виноградных лоз, газелей,

аистов, уток, взлетающих из зарослей тростника.

По-новому стали изображать людей. Разрушается броня душевной

непроницаемости, возникает интерес к интимным переживаниям, лирическим

мотивам. Сохранились рельефы с изображениями сцен частной жизни Эхнатона:

он в семейном кругу, ласкает и забавляет детей. Две женщины сопровождали

его на жизненном пути, и может быть, соучаствовали в его реформаторской

деятельности: его мать Тия и любимая жена Нефертити, родившая Эхнатону

шестерых дочерей. Их иконография обширна, и какой-то неуловимый отпечаток

женственности лежит на искусстве той поры.

Обновлённое содержание не так легко укладывалось в стилевые категории

египетского искусства, выработанного веками. Язык изобразительного

иероглифа, торжественно-плавных силуэтов, фризообразный построений на

первых порах вступает в противоречие с новыми веяниями. Эхнатон требовал от

художников реализма передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего

это касалось его облика. До той поры фараонов изображали с портретным

сходством, но героизированно, непременно с могучим телосложением.

Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического

владыки.

Исторический Эхнатон был не слабым мечтателем, а исключительно властным

человеком, умевшим диктовать свою волю - в том и художникам. Подлинные

шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В мастерской Тутмеса

при раскопках были обнаружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим

индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, плохо

сохранившиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для

портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок,

снятых с живых людей. Мастер исполнял с масок последовательную серию

отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подробности.

Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого

портретного сходства, требуемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не

работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжизненный слепок

становился высоким произведением искусства. Одним из самых известных

портретов является портрет царицы Нефертити - вернее три её портрета самых

лучших.

Первый - бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой. Второй

портрет - самый известный - Нефертити в полном расцвете своей красоты,

«владычица радости», властительная царица с горделивой посадкой головы,

увенчанной высоким синим головным убором. Этот бюст раскрашен и почти

полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки

глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах

обычно инкрустировались алебастром, хрусталём и чёрным деревом. У Нефертити

инкрустирован только один правый глаз. Исследователи предполагают, что это

сделано, умышлено, потому что Нефертити была жива, а разверзание очей

являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека.

«Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.

Третий скульптурный портрет Нефертити, оставшийся незавершенным,

является облик царицы, ставшей значительно старше: ей более тридцати лет.

Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы

физического увядания: черты жестче, сильнее обозначились скулы, чуть

опустилась углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были радикальными, чтобы

закрепиться надолго. После его смерти - а он царствовал семнадцать лет -

прежние культ стали восстанавливаться. Первый приемник Эхнатона Сменхкара,

муж его старшей дочери (в Египте престол наследовали мужья дочерей

фараонов, причём часто браки заключались между сводными братом и сестрой),

царил очень не долго; по-видимому, поклонение Амону возобновлялось уже при

нём. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на другой дочери Эхнатона,

взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецы воспользовались

малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам. Тутанхатона

переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, город Ахетатон

был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец,

художественные мастерские - всё было превращено в обломки не временем, а

руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого

не упоминалось или его называли «врагом из Ахетатона».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать