Города возводились по заранее разработанному плану с четким делением на
кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по сторонам
света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной
крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии
традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками
надгробия богачей.
В I в. до н.э. была изобретена бумага. Совершенствовались письменные
знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу
способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд по реставрации
плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 – 8 гг.
до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на шелковые
свитки.
«Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до н.э.)
создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с
древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти
частей. Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал
традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки.
В I в. жил и творил историк Бань Гу (39 – 92 гг.), автор «Истории
Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая на
протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана.
К тому времени относится деятельность таких крупных философов-
материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – автор трактата
«Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван Чун (27 – 97 гг.), написавший
полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»).
В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из
Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях
в городах Пэчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов
сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную
известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в
лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа сыграла значительную
роль в распространении буддизма.
Древнее даосское учение постепенно превратилось в религию. В ней
эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с
элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь
практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства. Но на оформление
даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Ханьский
даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался
большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов.
4. Северный и Южный Китай.
Крушение Ханьской империи – крупнейшей государственной организации
древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя. И
разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай.
Северный Китай – этот древнейший очаг китайской культуры, где
находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории,
превратился в арену почти 100-летней войны.
Территория Северного Китая ко времени тобийского завоевания и
образования Северовэйского государства являла картину упадка. Города
превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или
бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в деревне. Торговать стало
почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег
зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.
Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные
столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные
сяньбийские племена тоба. На завоеванной территории создавались новые
органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в
Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под
названием Северный Вэй.
Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс
китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко использовали
знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру.
Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен.
Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система
управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие они
нашли в буддизме.
Монастырям разрешалось взимать подати с крестьян – держателей
государственных наделов, если они исповедовали буддийскую религию.
Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных властями
к смертной казни. Под управлением монахов открывались общественные
зернохранилища в деревнях.
Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на
изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось
до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов.
Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и
Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с
религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные
товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам
буддийские монахи.
Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения.
Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки
металлов.
В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических
знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи.
Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал
идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О
смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души.
Историки того времени собирали документы – памятники прошлых лет – и
записывали сведения о современных им событиях.
Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами.
Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.) –
автор утопии «Персидский источник».
Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма.
Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых
малых размеров.
Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других
местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства:
превосходную настенную живопись и скульптуры.
Политика осуществления надельной системы способствовала подъему
сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению количества собираемого
зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами,
оживились торговые связи.
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между
Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей
в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли
китайцы.
Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими
племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины
настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.
Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали
экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов,
выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные
города, оживилась торговля.
За особую плату отыскивали и свозили в императорские книгохранилища
свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.
Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти все
города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян
превратились в руины. В Южном Китае сохранились ранее возникшие
немногочисленные города, но их жизнь мало чем отличалась от деревенской.
Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство.
Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-
ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья, или как
морские порты. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри
сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.
В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и
военоначальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились
средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники,
специалисты военного искусства.
В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов
развивалось и городское ремесло.
В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные
промыслы.
В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и
фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли.
Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или
отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по
изготовлению бумаги.
Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из
сахарного трасника велись в широких масштабах.
Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали
дворцы, храмы, жилые помещения.
Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры,
строительство многоэтажных пагод и скальных храмов.
В стане возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под
Лояном, используется и в наши дни.
В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные
зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты,
украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и
разновесы.
В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло.
Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских,