Культура Китая Древность и средневековье

феодальные узы.

Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно

заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с

секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и

даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей

недостаточной.

В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической

опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на

протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом

императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его

потомкам предоставлялись разнообразные льготы.

Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора –

Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления

централизации власти.

Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным

подъемом научных знаний.

Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.

Немалую роль в распространении знаний сыграло книгопечатание с резных

досок – ксилография. Появление ксилографической книги резко удешевило

образование и способствовало расширению знаний. В 1041 – 1048 гг. в Китае

был изобретен подвижный (наборный) шрифт, авторство которого предписывают

простолюдину Би Шэну.

В большом количестве стали издаваться политические трактаты,

публицистические произведения и географические описания. Расширился круг их

читателей.

В столице и других городах открылись казенные и частные типографии,

появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки,

развивалось школьное образование.

В дворцовых книгохранилищах велась многообразная литературная работа по

комментированию, изданию классических произведений древности и различных

исторических сочинений.

К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в.

ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около

1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко

(1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь

без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы,

занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию

развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и

прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях

Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и

особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр

географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей

империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном

деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний.

Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и

для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике,

геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за

гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло

особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные

труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ

Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество

централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее

знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в.

н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер

название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь

ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней

появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание

комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение

памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени,

впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и

идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических

произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили

древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая.

Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые

обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать

гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана

Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с

материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские

представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной

природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино

концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения

противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в

борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в.

были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом

жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200),

считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как

неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной

идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое

выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки,

религиозные суеверия.

Большой интерес стал проявляться к человеческой личности. Для

творчества многих авторов характерны социальные мотивы, протест против

угнетения и несправедливости.

Особое место в сунской поэзии принадлежало Оуян Сю – основателю сунской

поэтической школы, возглавлявшему движение за обновление китайской поэзии,

последователю известного танского ученого и поэта Хань Юя (768 – 824).

В сунское время развивались и демократические жанры литературы. Ее

героями становились образованные горожане, купцы, ремесленники, выходцы из

низших слоев общества.

Атмосфера городской жизни, народные зрелища на городских площадях и

улицах, скоморошьи представления, театрализованные рассказы сказителей

питали влиятельное демократическое течение в литературе, представленное

городской средневековой повестью хуабэнь.

6. Китай в период династии Мин.

Провал экономических и политических реформ способствовал обострению

внутренних противоречий и ослаблению Сунской империи.

В покоренном Китае властью овладели монгольские феодалы во главе с

ханом Хубилаем, который с 1271 г. стал императором и основателем династии

Юань.

Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы

захватывали ремесленников, специализировавшихся на разных видах

производства, переселяли их и превращали в своих рабов. В городах Китая

ремесленники зачастую должны были оставлять свои традиционные профессии и

изготовлять для монгольских конников сбрую, седла и серебряную отделку к

ним. Много ремесленников, став невольниками, трудились в мастерских,

принадлежавших знати или буддийским монастырям. Цеховые ремесленники

облагались тяжелыми поборами.

Большие трудности в освоении китайского языка принудили новых

правителей попытаться отказаться от иероглифики. С этой целью было

изобретено «квадратное письмо», но заменить им иероглифы не удалось.

В период возникновения феодального государства монголы были шаманистами

и относились терпимо ко всем вероисповеданиям. Однако позднее ханы

предпочли буддийскую церковь, заручились ее поддержкой и наделили монастыри

обширными землями. Что касается даосов, то они подвергались преследованиям

и многие их книги сожжены.

К середине XIV в. экономика империи пришла в упадок.

Городские рынки опустели, многие мастерские и лавки ремесленников

закрылись.

Почти во всех провинциях вспыхивали восстания.

Вражда к поработителям, скорбь за свою страну находили выражение в

песнях, распеваемых в народе, в рассказах бродячих сказителей. Особой

популярностью пользовались повествования о непобедимых героях, славных

полководцах, отважных силачах и справедливых людях. На эти темы разыгрывали

театральные представления и сочиняли литературные произведения.

Именно тогда появился сборник новелл (или, как его называют, роман)

«Троецарствие», где превозносились воинская доблесть, умение побеждать и

необычайное мастерство китайских военоначальников. Ненависть к завоевателям

была настолько сильной, что, когда одного художника спросили, почему он

избегает рисовать землю, он ответил, что считает это невозможным, так как

земля принадлежит завоевателям. Ученые-астрологи сообщали о появлении на

небе зловещих знамений, а гадатели прорицали гибель власти иноземцев.

Широко распространились тайные религиозные учения разных толков и

направлений. Особой популярностью пользовались мессианская идея о

пришествии «Будды будущего» – Майтрейи (Милэфо) и начале новой счастливой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать