Культура Руси

славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более

сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила

дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к

первой половине X в., имели «противени» - копии, также написанные на

славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-

переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности,

грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные

грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в

период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы

греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания.

Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения,

жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием

грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской,

купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское

летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные

сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и

подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом

византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем

располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в

школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава

Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком

развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в

основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-

боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской

местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь

неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и

девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря

в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и

пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время

археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова

извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я

двадцать лет ждал этой находки!» - воскликнул руководитель экспедиции

профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности

Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли

быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о

чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в

научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в

Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели

писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией,

приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей

возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на

Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей

любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,

молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во

время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,

нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался

своим христианским именем «Василий».

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной

подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более

эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон

обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне

коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или

дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с

отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла

текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.

Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен

получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и

тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили

пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь

шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали

в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок

брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества

листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По

свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу

для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было

купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать

лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных

принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно

из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.

Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали,

расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же

выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных,

были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще

говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,

окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления

чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или

ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества,

придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия

спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист

пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130

экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного

и в те времена.

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них

был «устав» - с буквами без наклона, строго геометрической формы,

напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением

делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче,

более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно

напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать

«скорописью» - плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись

постепенно вытеснила другие виды письма.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым,

декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между

собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту

орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды,

ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до

XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и

декоративных надписях «под старину».

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два

столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку

длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место,

не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли

знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо

известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п.

Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак

ударения - «силу».

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу

справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных

нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из

византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя

границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв.

письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для

обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день

удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и

красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом

обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в

форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в

тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали

орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического

существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной

строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример,

изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры

писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать