поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в
Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных
сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений
ХII-ХIII вв.
Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский
летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного
Кия до Всеволода Большое Гнездо.
Литература
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности,
появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-
боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской
литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием
летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась
потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о
смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.
Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви,
заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне
появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые
публицисты, поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или
войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на
Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит
Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о
законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое
понимание места Руси в мировой истории.
Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-
публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова,
в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к
исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о
первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и
Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах
Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работай. До этого он
создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове»
Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси,
воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов
беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются
новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,
богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,
ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В
начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не
менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный
русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный
путь - до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров
Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано
первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил
подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе
иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба
Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли; около гроба Христа он
отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И
«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской
литературы.
XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских
сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении,
испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном
человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении»,
Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу
Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость
Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории
помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора,
должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,
оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия
древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.
Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем
«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля,
Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного
человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова
Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла
человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и
тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для
русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и
светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской
земли, которая была особенно важна в то время, как Владимиро-Суздальские
князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-
татарского нашествия.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы
постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и
боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,
сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую
литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также
составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней
языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и
национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи.
Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к
единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и
не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой
истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес,
венецианцы, немцы, греки - все они связаны с судьбой Русской земли, где
славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы.
А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в
период самой большой политической раздробленности страны.
Архитектура
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.
К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была
страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема,
избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и
народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие
строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с
окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси
языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К
сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но
архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной
архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их
башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,
сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным
украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до
настоящей поры.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая
Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира
Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит
знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.
Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них
плинфы - большого плоского кирпича размером 40(30(3 см. Раствор,
соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого
кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и
первых русских храмов нарядно-полосатыми.
Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от
Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались
все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный грубый
валун. Из него без всякой обработки клали стены.
Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого
известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные
прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот
почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил
широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый
строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по
образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства
прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец
греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также