жизнь. Однако именно в это время да Винчи создал свою грандиозную «Тайную
вечерю»,рядом с которой обычная жизнь простых людей может показаться
потраченной попусту. Картина была написана мастером быстро ,пред тем ,как
он успел покинуть Милан . Однако его художественный гений и до того не
оставался бездеятельным. Луврский вариант «Мадонны в скалах» видимо был
написан в начале своего пребывания в Милане , а в 1483 году ,когда он
прожил здесь уже около года ,начал воплощать мечту Сфорца – ваять
«Коня»,который в каком то смысле был и его мечтой. Но работа над «Конем»
все время прерывалась – прежде всего из – за неспособности задерживаться
долго на одной и той же работе , а так же из – за постоянных требований
Сфорца обратиться к другим делам. Одно время Леонардо был придворным
портретистом : первая его работа в этом качестве – портрет любовницы
Лодовико Цецилии Галлерани ,написанный , очевидно, в 1484 году.
Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она
родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет
«Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была
наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и
сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у
музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да
Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко
контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо.
Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот
головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.
Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают
чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это
животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как
животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».
В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва
женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже
написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это
тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная
Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное
небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый
интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на
плечи дамы.
Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы
пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже
всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего
сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской
Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам
ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая
моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если
бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели .
Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке
изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи
Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока
безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .
Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные
переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую
Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не
живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный
декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.
На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви
и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны
тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли .
Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это
музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели
за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать
собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .
Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо
отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил
завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации.
Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его
заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как
свидетельствуют многие эскизы.
В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на
конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную
модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области
архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из
архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие
архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены
соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся
совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил
мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов
так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной
византийской или русской базилики.
В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и
хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно
мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или
уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый»
квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно
сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и
тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не
опасаясь нежелательных встреч .
Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском
стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную
склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его
основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось
увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило
Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и
один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.
В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою
«Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария
делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по
тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь
знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких
словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение
следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что
как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало
таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек
за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена
,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он
способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю»)
может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он
поймет , как она чудовищно трудна .
Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель
сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени
Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать
учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники
Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных
тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых
известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и
Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .
Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на
одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых
оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед
решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле
Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них
сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два
– к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял
себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.
Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи
человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У
художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая
трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто
гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц;
именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно
итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной
вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть
его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли .
Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в
чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! –
Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты
услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только
Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что
было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще
необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно
вдоволь наглядеться».
В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые
казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил
, другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и
повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и
с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий