протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах
удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу ,
а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой
Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол
стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен
к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо
стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом
угрожающего или неизбежного зла.
Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были
списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях
. Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его
заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де
Мортаро… Александро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В конце концов
Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная ,соотнесенная с
вечностью фигура .Вечностью ,которую Леонардо обозначил спускающеюся с
плеча Христа мантией холодного голубого цвета – цвета отстраненности .
Чтобы нарисовать Иуду , Леонардо потратил много времени , посещая притоны ,
куда заглядывали миланские преступники , так что приор Санта Мария делле
Грацие пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал , что у него
возникли трудности – он ищет лицо Иуды , но может воспользоваться лицом
приора ,если время поджимает .
Обвинить Леонардо в лености мог только человек , который ни чего не
мыслил в работе гения . Леонардо написал свое творение за три года , и весь
это срок картина не выходила из его головы. Итальянский писатель Маттео
Банделло , который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо
за работой , описывал его так : «Он часто приходит в монастырь на рассвете
… Торопливо взобравшись на леса ,он прилежно трудится до тех пор , пока
наступившие сумерки не заставят его остановиться ; при этом он совершенно
не думал о еде – так был поглощен работой . Иногда Леонардо оставался здесь
дня на три – четыре , не притрагиваясь к картине , только заходил и по
несколько часов стоял перед ней ,скрестив руки и глядя на свои фигуры так
, будто критиковал самого себя».
Моделями апостолов послужили живущие рядом люди , и Леонардо окружил
их предметами повседневного быта , совершенно не заботясь о какой – либо
архаике . Он рисовал на более узкой стене трапезной монастыря. Напротив ,
на возвышении стоял стол настоятеля . Между ним и живописью располагались
столы монахов . На картине и скатерть , и ножи , и вилки , и посуда такие
же , какими они пользовались. Леонардо подводил их к мысли о том , что
здесь , в этом самом месте , Христос присутствует , как духовный настоятель
и ест ту же пищу , которую едят они . Впечатление от работы , которая была
завершена в 1498 году , было потрясающим : происходило смешение реальности
и иллюзии , комната становилась как бы продолжением живописи .
Из двух проблем , с которыми веками сталкивались авторы « Тайной
вечери» ,проблему выделения Иуды , Леонардо разрешил с наибольшей
легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола , что и остальных ,
однако психологически отделил его одиночеством , которое гораздо более
сокрушительно , чем просто физическое отстранение . Мрачный и
сосредоточенный ,Иуда отпрянул от Христа . На нем как бы вековая печать
беды и одиночества . Другие апостолы , вопрошающие , протестующие ,
отрицающие , все еще не знают , кто из них предатель , - зритель узнает это
сразу .
В расположении фигур , которые в полтора раза больше естественных ,
Леонардо использовал свои математические знания . В центре – Христос , с
руками , разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно
вписывается в треугольник ; воображаемая центральная точка – как раз за Его
головой , а над ней свет , льющий из главного окна . Двенадцать апостолов
разбиты на две группы , по шесть ; вместе с Христом они составляют
композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на
подгруппы: их четыре в каждой .
Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес
слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное
мгновение навеки . Апостолы реагируют на слова Христа удивительно
разнообразными позами и жестами , являя нам свое душевное состояние , - или
, как иногда неудачно переводят , «состояние умов».
Кроме трагизма драматического момента ,Леонардо ,очевидно , имел в
виду и другое , более глубокое значение происходящего. Одно из этих
значений связано с жестом Христа во время Тайной вечери – утверждением
святого причастия : «И когда они ели , Иисус , взяв хлеб … дал им и сказал
: примите ,ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу… сказал им : сие есть
кровь Моя…». Его жест предполагает полную покорность окружающих Его
Божественной воле ,так что и предательство , и распятие воспринимаются как
предопределенные . «Это символ не приходящей мечты человека о спасении» -
Лука Пачоли.
Вся картина считается шедевром линейной перспективы. Перед Леонардо была
поставлена проблема, связанная с размерами стены. Андреа дель Кастаньо
,столкнувшийся с подобной проблемой , в начале нарисовал фон , а после
фигуры. От этого Христос и апостолы предстали в монотонном ряду , словно
пассажиры метро. Леонардо решил нарисовать сперва фигуры ,а после весь фон
, благодаря чему ограничения , связанные с высотой стен были сняты.
Как и предполагалось по замыслу , «Тайная вечеря» получилась такой ,
что ее не с чем было сравнивать . Леонардо работал не в технике афреско,а
темперой, используя все богатство цвета , которое она предоставляет. Ему
предстояло рисовать на каменной стене, и он счел необходимым сперва покрыть
ее специальным составом , который укрепит грунт и защитит картину от
сырости . Леонардо сделал состав из смолы и мастики – и этим положил начало
одной из величайших трагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария
делле Грацие была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца : строители
заполнили внутристенные пространства удерживающим сырость щебнем, но
кислоты и соли со временем начали проступать на извести и на старом
кирпиче. К тому же монастырь располагался в низине – Гете заметил, что в
1800 году, после сильного ливня, в комнате стояла вода , затопившая ее
примерно на пол метра , и предположил , что известное по хроникам
наводнение 1500 года послужило причиной того же , если не большего потопа.
Сырость и разъедающие выделения из стен неумолимо делали свою работу :
краски начали отслаиваться. В 1556 году картину обследовал Вазари . Он
написал : « Ни чего не видно , кроме грязных пятен» . Столетие спустя
появилась запись , что на стене практически не возможно разглядеть
нарисованного , кроме отдельных деталей .
В XVII – XVII веках «Тайная вечеря» реставрировалась множество раз
совершенно неквалифицированными художниками. В результате это только
усугубило положение .
Контуры основных фигур все же существовали . Между 1946 и 1954 годами
картина вновь была отреставрирована Мауро Пелличиоли , мастером своего
дела ,и то , что различимо теперь , как сквозь стекло , замутненное годами
и покрытое паутиной , имеет некоторое сходство с оригиналом Леонардо . Ныне
трапезная пуста , монахи покинули монастырь .Поблизости расположен киоск с
экскурсионными буклетами , в зале два фотографа , показывающие снимки ,
говорящие о том ,какой ущерб картине принесла бомба второй мировой войны.
Воздух спокоен и прохладен – и полон такого невыразительного одиночества ,
что каждый непроизвольно вспоминает здесь о друге или о близком человеке ,
который умер или уехал куда – то далеко и навсегда . И каждый чувствует ,
как на глазах проступают слезы.
Леонардо было около пятидесяти лет ,когда он вернулся во Флоренцию. Он был
силен духом и чувствовал свою творческую мощь. Его ум стремился проникнуть
в отдаленнейшие пределы мироздания . «Сладчайшая аналитика , именно ты
похитила меня!» - эти слова , принадлежащие Фаусту Кристофера Марло , можно
смело отнести к да Винчи. Ученый в нем начал вытеснять художника .
Дать оценку Леонардо – ученому не возможно ,так как большинство его
рукописей было утеряно . Оставшиеся же находятся в таком беспорядке, что
врят ли кто – нибудь сможет проследить в них эволюцию его идей.
Однако некоторые выводы можно сделать. Леонардо – титан науки .Многие
его изобретения человечество откроет для себя на много позже.
Среди рисунков найдены изображения завихрений воды .Это свидетельствует о
необычном зрении Леонардо. Его глаз мог улавливать то ,что стало видно
после изобретения замедленной киносъемки и фотоаппарата. Один из самых
знаменитых анатомических рисунков Леонардо – плод в чреве матери .
Ошибочный в некоторых деталях, в других – особенно в изображении положения
плода и пуповины ,- он совершенно точен и выполнен на столько
профессионально ,что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в
медицинских учебниках. Поперечное сечение черепа было первым в истории
анатомии. В записи да Винчи говорится о «слиянии всех смыслов» в
пересечении диагонали и вертикальной линии – он верил, что все чувства
сходятся в этом месте. Башмаки для хождения по воде, очевидно, не вышли за
рамки эскиза, но не вызывает сомнений тот факт, что они, после некоторых
изменений могли бы использоваться. Необходимым изобретением стал
спасательный круг. Простое перечисление его внехудожественных интересов
кажется невероятным: анатомия, ботаника, картография, геология, математика,
аэронавтика, оптика, акустика, гражданское строительство, конструирование
оружия, планировка городов… .
Так почему же он не выдвинулся в число величайших гениев науки всех
времен? Ответ таков: несмотря на активность его творческой натуры, он был
ученым исключительно по призванию. Все его записи и рисунки оставались в
секрете, он ни кому не позволял в них заглядывать, изучать или применять на
практике. И в этом основная причина его неуспеха как ученого: ведь