Миф и культура

Миф и культура

Содержание

Введение 3

Глава I. Миф и культура 4

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии

9

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11

Список использованной литературы 15

Введение

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения

душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое

абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он

представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами

непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф

выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к

тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую

(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа

выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -

демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и

другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях

древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,

искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово

"миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание",

"сказание"[1].

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении

философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих

ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во

взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Глава I. Миф и культура

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом

культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к

знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную

роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки

и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность

регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной

действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в

современной культуре создает средства и способы символического мышления, он

способен ценности современной культуры интерпретировать через идею

"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное

и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам

культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать

несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,

следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,

что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя

явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой

почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это

один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и

примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в

язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее

характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного

архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей,

обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять

тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно,

подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который

можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии

общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную

часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.

Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание

животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения,

образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились

зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,

действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к

выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между

миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается

мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах

представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь

знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об

арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их

героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике

оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что

в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат

различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что

удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического

развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех

известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной

мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет

происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание

явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы,

общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании

окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято

выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:

- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и

человеческого общества,

- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

иных культурных благ,

- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы

развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов

космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых

разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец

создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром

бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного

человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания

добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении

человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество

овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем

- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее,

двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде",

"предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома,

корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,

различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил

государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку

огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит

страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую

вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии

"конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-

историческом процессе сыграли эсхатологические представления,

сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе

пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия,

подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники

будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль:

мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения,

природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам

способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом

отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности

отличают мифологическое сознание?

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной

стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное,

единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно,

персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,

действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало",

"первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать