Миф и культура

течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он

объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого

общества и человеческой культуры?

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между

прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в

мифологии

Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.

Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,

естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его

происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного

сохранения[7].

Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции,

руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные

для мифологии представления о божественном первоисточнике правил

человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об

обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более

широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами

и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое

значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.

Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил

поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом

общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,

создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное

(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все

человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой

оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и

волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих

мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего

положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает

сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных

этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться

раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.

Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и

наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в

человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от

божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим

божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные

между собой представления о божественной справедливости, правила

религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и

судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти -

за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего

культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и

загробный суд богов.

Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и

недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на

источники древнего права - нормы обычного права, законодательство,

административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось

самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.

Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика

полностью вытесняется из жизни.

Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом,

а миф настраивает на веру в правосудие.

В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над

злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом

упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная

справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике

мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над

неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном

происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе

взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому

нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В

ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя

справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко

карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит

путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям

неминуемая и суровая кара.

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой

религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е.

система обрядовых действий, направленных на установление определенных

отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он

включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует

человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую

ценность.

Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом

мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь

преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить

человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку

преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее

выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом,

сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,

выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям

бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной

жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего

(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а

сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и

творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как

сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от

мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных

сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности

светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат

друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].

Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в

сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В

этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,

модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает

изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под

значительным влиянием религии.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и

действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в

образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей

жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных

переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну

из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной

деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства

сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором

явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и

оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает

такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную

(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру

духовными ценностями через художественное производство, через создание

субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих

смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе

означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в

стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека,

приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой

деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами

древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону

и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие

философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.

В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки

ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),

человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-

историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция

Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном

веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат

творения богов, которые и определяют и их смену[10].

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что

содержится в мифах, многим:

миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из

природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов -

философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,

миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем

положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного,

последовательного изложения результатов анализа,

миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит

умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное

знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Список использованной литературы

1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:

ВЛАДОС, 1995.

2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

3. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68

4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.

5. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской

экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.

6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

-----------------------

[1] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,

1995. – С. 27.

[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической

академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.

[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.

[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической

академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.

[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.

[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.

[7] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,

1995. – С. 29.

[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.

[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.

[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать