течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он
объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого
общества и человеческой культуры?
Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в
мифологии
Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.
Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,
естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его
происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного
сохранения[7].
Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции,
руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные
для мифологии представления о божественном первоисточнике правил
человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об
обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более
широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами
и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое
значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил
поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом
общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,
создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное
(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все
человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой
оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и
волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих
мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего
положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает
сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных
этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться
раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и
наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в
человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от
божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим
божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные
между собой представления о божественной справедливости, правила
религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и
судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти -
за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего
культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и
загробный суд богов.
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и
недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на
источники древнего права - нормы обычного права, законодательство,
административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось
самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика
полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом,
а миф настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над
злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом
упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная
справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике
мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над
неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном
происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе
взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому
нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В
ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя
справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко
карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит
путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям
неминуемая и суровая кара.
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой
религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е.
система обрядовых действий, направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он
включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую
ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом
мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь
преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить
человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку
преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее
выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом,
сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,
выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям
бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего
(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а
сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и
творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как
сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от
мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных
сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности
светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат
друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].
Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в
сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В
этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,
модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает
изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под
значительным влиянием религии.
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и
действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в
образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных
переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну
из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства
сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором
явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и
оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает
такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную
(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру
духовными ценностями через художественное производство, через создание
субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих
смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе
означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в
стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека,
приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой
деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами
древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону
и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие
философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки
ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),
человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-
историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция
Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном
веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат
творения богов, которые и определяют и их смену[10].
Философский анализ общественной жизни отличается от того, что
содержится в мифах, многим:
миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из
природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,
миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов -
философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,
миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем
положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного,
последовательного изложения результатов анализа,
миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит
умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное
знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.
Список использованной литературы
1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:
ВЛАДОС, 1995.
2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
3. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68
4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
5. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской
экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.
6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
-----------------------
[1] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 27.
[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.
[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.
[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.
[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.
[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.
[7] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 29.
[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.
[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.
[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.
Страницы: 1, 2