Мир искусства

Дальнейшая театральная работа художника протекала преимущественно за

рубежом, в дягилевской антрепризе.

Один только Кустодиев работал в Московском Художественном театре без

конфликтов и противоречий с режиссурой. «Бытовизм» Кустодиева сближал его с

творческими установками театра. «Смерть Пазухина», поставленная И. В.

Лужским совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко и И. М. Москвиным в

декорациях Кустодиева (1914), стала большим событием русской театральной

жизни. Но Художественный театр не смог в надлежащей мере использовать

возможности Кустодиева. В том же, 1914 году он сделал оформление

незначительной и не заинтересовавшей его пьесы современного драматурга И.

Сургучева «Осенние скрипки». Декорации к особенно близкой художнику комедии

Островского «Волки и овцы», подготовленные в 1915 году, не увидели сцены.

Союз «Мира Искусства» с Художественным театром распался, не принеся

ожидаемых результатов.

Но уже в 1908—1909 годах возникло новое театральное предприятие,

руководимое Дягилевым за рубежами России. Дягилев подготовил и осуществил в

Париже сначала концерты русской музыки, затем постановку оперы «Борис

Годунов», и, наконец, начиная с 1909 года, грандиозную серию русских

оперных и балетных спектаклей.

Выше уже упоминалось об огромном успехе дягилевской антрепризы и о

выдающейся роли, которую она сыграла в европейской художественной жизни

перед первой мировой войной. Между 1908 и 1914 годами Дягилев поставил в

Париже десять опер и двадцать два балета. Оформление всех этих спектаклей

было выполнено художниками «Мира Искусства».

Центральной фигурой среди них сразу стал Бакст, ранее не работавший

ни в «Старинном театре», ни в Московском Художественном. Дарование этого

замечательного художника сцены раскрылось и расцвело только в дягилевской

антрепризе, где в названный период он выполнял декорации и костюмы для

двенадцати балетных представлений. Почти столь же значительное место в

группе сотрудников Дягилева занимал Бенуа, выступавший не только как

декоратор, но и как режиссер и автор балетных либретто. Рядом с этими

ведущими мастерами работали Головин и Билибин, Рерих и Добужипский,

Анисфельд и Судейкин. В антрепризе Дягилева все они получили, наконец,

свободную возможность развивать принципы выработанного ими театрально-

декорационного стиля и воплотить свою творческую концепцию театра как

синтетического искусства, соединяющего в одном цельном художественном

образе музыку, живопись и одушевленную пластику, создаваемую хореографией.

В самом деле, при всех, подчас далеко идущих индивидуальных

различиях, характеризующих творчество названных художников, их театрально-

декорационная живопись обнаруживает определенное стилистическое единство; в

ней реализуются основные художественные принципы, общие для всей группы

«Мира Искусства». Разумеется, работы Бакста вовсе не похожи на работы

Добужинского, декорации Рериха имеют как будто лишь очень мало общего с

декорациями Судейкина или Головина. Однако все они одинаково понимали свою

задачу, которую можно было бы определить, с одной стороны, как достижение

органичного художественного единства всех творческих элементов,

составляющих спектакль, и, с другой — как создание зрелища, поражающего

великолепием и пышностью и уводящего воображение зрителей в ирреальный,

романтический, условно-театральный мир, нимало не сходный с бытовой

житейской обыденностью.

Такая постановка задач декоратора была тогда новаторской не только в

русском, но и западноевропейском театре. Характеризуя влияние, оказанное

декораторами русского балета на мировую театрально-декорационную живопись,

французская художественная критика настойчиво подчерчивала, что до

«дягилевских сезонов» в парижских театрах господствовали тенденции

бескрылого иллюзионистического натурализма. Декорации выполнялись в

нарочито блеклых тонах, чтобы быть как можно менее заметными, потому что в

замысле спектакля им отводилась, как правило, самая незначительная, по

существу, лишь вспомогательная роль.

Декораторы русского балета нанесли смертельный удар этой застарелой

рутине, по-новому осмыслив роль художника в театре и создав ряд образцовых

спектаклей, оставивших неизгладимый след в европейской художественной

культуре.

Методы и творческие приемы, благодаря которым был достигнут этот

результат, отчасти уже Знакомы нам, так как сложились в станковой живописи

названных художников.

По характеру своих дарований художники «Мира Искусства» были не

живописцами, хотя и обладали тонким пониманием декоративных возможностей

цвета, а скорее рисовальщиками, изощренными мастерами линии и графического

силуэта. В живопись театра они перенесли те же декоративно-графические

представления, замыкая твердой контурной линией очертания каждой формы,

как бы расчленяя ее на ряд сопоставленных друг с другом плоскостей и

нередко превращая предмет в элемент декоративного орнамента. Плоскости

окрашивались чистыми, яркими, интенсивно звучащими пятнами цвета; таким

способом художники придавали сценическим композициям особую напряженность

колористического строя.

Ретроспективные тенденции «Мира Искусства» проявились в спектаклях

дягилевской антрепризы с особенной силой и очевидностью. На сцене

воссоздавались образы романтизированного прошлого. Каждый из художников

получил возможность обращаться к тем эпохам, которые были ему наиболее

знакомы и близки.

Самым изобретательным и разносторонним показал себя Бакст. В балетах

«Шехеразада» (1910) и «Синий бог» (1912) он создал образы фантастического,

сказочного Востока, стилизованные в духе иранских миниатюр; в «Нарциссе»

(1911), «Дафнисе и Хлое» (1912) и «Послеполуденном отдыхе фавна» (1912)

возрождал античность по мотивам греческой скульптуры и вазовой живописи, в

«Карнавале» (1910) и «Видении розы» (1911) своеобразно интерпретировал

эпоху романтизма. Неисчерпаемая историческая эрудиция Бенуа помогала ему

воскрешать образы самых различных и несхожих друг с другом культур, от

излюбленного им века Людовика XIV в балете «Павильон Армиды» (1909) до

романтических 1830-х годов в «Шопениане» (1909) и «Жизели» (1910), от

петербургского балаганного представления, воссозданного И. Ф. Стравинским в

балете «Петрушка» (1911), до андерсеновской сказки о Китае, стилизованной

наподобие «китайщины» XVIII столетия — в оформлении оперы того же

композитора «Соловей» (1914).

Декорации Рериха к опере «Псковитянка» (1909), к сцене половецких

плясок из оперы «Князь Игорь» (1908 и 1914) и особенно к балету

Стравинского «Весна священная» (1912) имели огромный успех у

западноевропейских зрителей, перед которыми впервые раскрывался неведомый

им поэтический мир русского средневековья и загадочной славянской языческой

древности. Впрочем, успех и мировое признание достались тогда всем русским

художникам, работавшим в дягилевской антрепризе. Имена Бакста, Рериха,

Бенуа, Добужинского, Головина, К. Коровина, Стеллецкого, Билибина,

Анисфельда и Судейкина вошли в историю европейской театральной культуры.

Основным творческим методом, обусловившим этот успех, явилась

искусная стилизация, широко развитая, как мы уже видели, в станковом

творчестве названных мастеров — стилизация строго историчная у Бенуа и

Добужинского, более свободная у Бакста, Головина и других художников, но

неизменно основывающаяся на обширных и разносторонних знаниях, и в первую

очередь на острой исторической интуиции.

Первая мировая война положила предел периоду высшего расцвета

театрально-декорационной живописи «Мира Искусства». В дальнейшем художники

этого объединения лишь изредка, эпизодически принимали участие в

деятельности дягилевской антрепризы. В 1914—1916 годах их заменили

представители молодого поколения — Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

Позднее Дягилев привлек к театральной работе крупнейших живописцев Франции

и Западной Европы. Декораторами русского балета стали Пикассо, Дерен,

Брак, Матисс, Руо, Утрилло, Дж. де Кирико, Хуан Грис, Миро, Макс Эрнст и

некоторые другие известные художники, ранее не работавшие в театре.

Незнающий границ во времени и пространстве была работа художников

“Мира искусства”, для которых, пожалуй, вся художественная культура в ее

прошлом, настоящем и будующем стала “моделью” для творчества.

Культ красоты обязывал. Но все же “Мир искусства” был у каждого

художника свой, и поэтому творчество мирискусников в целом отличается

удивительной образностью, многозвучием “ оркестра” форм и сюжетов. В их

произведениях – горькая ирония и романтическая мечтательность,

оптимистический молодой напор и усталый спектицызм, скифские курганы и

дымные современные города, жизнь Версаля, быт московских купчих и многое,

многое другое.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать