«Мозаики Византии»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова
Факультет туризма, спорта и дизайна
Кафедра изобразительного искусства
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
206 ITI «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
НА ТЕМУ:
«Мозаики Византии»
Выполнил студент 3 курса
Группы ХГР
Сальникова Н.И.
Проверил: преподаватель кафедры ИЗО:
Лузина О.И.
Кокшетау, 2008 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика мозаики Византии………………………………..…4
2. Сложение индивидуальных черт мозаики Византии ………………………5
2.1. Анализ стиля стиля мозаики Византии…………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………..9
Приложение………………………………………………………………………10
Введение
Актуальность Византийские мозаики - самое характерное создание
византийского гения. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая
создается из долговечных материалов. Но и в XXI веке мозаика также
актуальна, как и много веков назад /1,131/.
Анализ источников : книги «Краткая история искусства» Н.А. Дмитриева,
«Очерки истории искусства» под редакцией Н.Е.Григоровича и Г.Г.Поспелова
посвящены развитию мирового искусства. «Культурология» под редакцией
А.Н.Марковой и «Введение в искусствознание» Ильина Г.В. открывают нам курс
мировой художественной культуры.
Проблема выявление характерных черт и особенностей мозаичных изображений.
Цель собрать и обработать материал, посвященный мозаичной живописи эпохи
Византии.
Объект исследования процесс становления и эволюции мозаики Византии в
эпоху средневековья.
Предмет исследования особенности художественного образа в мозаичной
живописи эпохи Возрождения.
Задачи
1. Проанализировать литературу, посвященную мозаичной живописи в
Византии.
2. Разработать хронологическую и сравнительно- аналитическую таблицу,
посвященные мозаичным изображениям.
3. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать
особенности мозаики Византии.
Метод исследования аналитический
Научная новизна выполнение самостоятельного анализа художественного образа
мозаики Византии на основе научного метода и инструментов творческого
мышления.
Практическая значимость материал, собранный в реферате, можно применить
для подготовки урока восприятия в средней школе.
1 Общая характеристика мозаики Византии
Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства
«божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные
другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих
трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Живопись, как и
графика, апеллирует более к воображению зрителя, создавая иллюзию
пространства и объема и заставляя ее служить задуманному художником
образу. По своему назначению роли и технике исполнения живопись
разделяется на монументальную (монументально-декоративную), станковую и
миниатюрную /4,42/.
Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль
стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в
античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством
красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски,
бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика
достигает благодаря слиянию цветовых пятен с золотым фоном.
Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ
богатства и роскоши, и как самый яркий из цветов /3,235/.
Мозаика - древнейший род живописи, наборная живопись. В мозаике широко
использовались полудрагоценные камни (агат, яшма, лазурит и др.) Из
мрамора и прочих камней выкладывались не полу узоры из квадратов,
треугольников, кругов. Мозаика - всегда из камня, укладывающегося, как
всякая древняя мозаика, так называемым прямым набором прямо в грунт, и
затем отполированная. Монументальная живопись - мозаика набиралась из
специальных цветных камней .Фон тоже был из смальты, только бесцветной,
между двумя такими бесцветными кусочками прокладывалось тончайшее листовое
золото или золотая (впоследствии использовалась и серебряная) фольга.
Набор камня был очень разнообразен - от порфира халцедона до оникса и
ляпис - лазури /4, 44/.
Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых
выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются,
отражая свет.
Свобода кладки мелких кубиков смальты, похожих на сочные мазки кисти,
создает живописность, близкую принципам античного искусства. Вместе с тем
поверхность кажется совершенно имматериальной: в изображении нет ни одной
жесткой или твердой линии, все они выглядят ускользающими, и впечатление
это довершается благодаря переливчатому мерцанию мозаики.
Античные приемы красочной лепки объема и пластической рельефности формы
живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой
конструктивная логика отсутствует и форма предстает как бы
дематериализованной. Подобно этому в образе полнота конкретных жизненных
сил сочетается с тончайшей одухотворенностью /2, 251/.
2 СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ
МОЗАИКИ ВИЗАНТИИ
+------------------------------------------------------------------------+
| Источник 1 | Источник 2 | |
| | | |
| Краткая история | Очерки истории | Источник 3 |
| искусства | искусства. | |
| | | Культурология.Под.ред. |
| 1 выпуск | Под.ред. Н.Е. | А.Н Марковой |
| | Григоровича и Г.Г. | М.:ЮНИТИ,2000 |
| Н.А Дмитриева М.: | Поспелова М.: | |
| «Искусство» 1969 | «Советский | |
| | художник» 1987 | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мозаики в Равенее |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мавзолей Галлы Плакидии |
|------------------------------------------------------------------------|
| | Искусство | |
| | развивается. | |
| | Композиции | |
| | достигают смысловой | |
| На синем фоне, | точности. Символика | |
| выступают | граничит с | «Добрый пастырь в |
| задрапированные | аллегорией. | райском саду» мозаика в |
| фигуры христианских | Подробно | светлых тонах с |
| мучеников, сказочные | развернутые циклы | изображением Христа - |
| ландшафты рая с | сцен из Ветхого | юного пастуха, на фоне |
| золотыми оленями и | завета и Нового | пейзажа. Фигуры |
| птицами Юность Христа | Завета. «Добрый | мучеников на голубом |
| атрибут божества | пастырь в райском | фоне выделяются ясными |
| «Добрый пастырь в | саду» живые | силуэтами. |
| райском саду» /132/ | контуры, | |
| | выразительные | |
| | индивидуальные | |
| | черты. светлые тона | |
| | /235/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Церковь Сан - Витале. |
|------------------------------------------------------------------------|
| | В композициях царит | |
| | строгая | |
| | торжественность, в | |
| | лицах - суровая | |
| | отрешенность. Тип | |
| | лица восточный, с | |
| | преувеличенными | |
| | крупными чертами, с | |
| | расширенными | |
| | глазами. Лица | |
| Мозаики - портретные | похожи друг на | |
| изображения Юстиана и | друга. Симметрия, | Яркая галерея образов |
Страницы: 1, 2