«Мозаики Византии»

| Феодоры со свитой. | чередование фигур | придворных - |

| Официальность, | создает | выразительны их |

| парадность, | композиционную | портреты. Молодой |

| возведения в ранг | скованность. | император идеализирован. |

| сверхземного, | Фронтальные | Портретные образы |

| полубожественного. | застылые фигуры на | претворены в процессию |

| Император и его жена | золотом фоне. | торжественную. Император |

| похожи, в них нет | Отсутствие | занимает центральное |

| нечего человеческого. | перспективного | положение. Фигуры не |

| У всех изображенных | углубления, | ступают по земле. |

| слишком большие | подчеркнутая | Пропорции фигур стройны, |

| неподвижные глаза | плоскостность | чрезмерно вытянутые |

| /132/. | изображения. Кубики | /235-236/ |

| | смальты | |

| | укрупняются, | |

| | выкладываются более | |

| | ровными рядами, | |

| | поверхность | |

| | становится менее | |

| | «фактурной», более | |

| | «зеркальной». | |

| | Мозаика приобретает | |

| | эффект сильного | |

| | свечения /254-255/. | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Церкви в Салониках |

|------------------------------------------------------------------------|

| | В мозаиках образы | |

| | более разнообразны | Лица в мозаиках |

| | и индивидуальны. | сохраняют портретные |

| | Красочная палитра | черты, композиция |

| | включает в себя | застыла, неподвижны все |

| | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг |

| | подвижна, полна | с другом. Персонажи |

| | цветовых и световых | лишены лирического |

| | рефлексий и далека | подъема, они почти |

| | от скованности, | идолы. Фигуры напоминают |

| | техника исполнения | каменные столбы /236/. |

| | безупречна /253/. | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мозаики в Никее |

|------------------------------------------------------------------------|

| Лица напоминают об | | |

| античном идеале | | |

| красоты - нежными | | |

| овалами, | Образ становится | «Никейские ангелы» |

| классическими | более аскетическим | Фигуры застывшие, мало |

| пропорциями и | и цельным, обретает | выразительные, но лица |

| чертами, рот | возможную силу | исполнены удивительного |

| маленький, нос | подвижнического | обаяния. нежные овал |

| тонкий, взгляд | молитвенного | лица, открытый лоб, |

| пристальный. Кубики | сосредоточения. Нет | свободно откинутые |

| смальты оливковые, | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза, |

| розовые, бледно - | нет тонкости | удлиненный нос и |

| сиреневые и белые | исполнения /253/ | маленькие губы /236/. |

| сливаются и создают | | |

| иллюзию нежного | | |

| живого лика /134/. | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Комментарий |

|------------------------------------------------------------------------|

| В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - |

| мозаика. Наибольшей силы она достигает благодаря тому что они |

| создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие |

| христианство также повлияла на становление этого вида искусства. |

+------------------------------------------------------------------------+

1. Анализ стиля мозаики Византии

История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий.

Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских

храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались

мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К

шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в

райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого

Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из

рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы»

в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует

символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов.

«Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые

фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды

придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода

/ 3, 236/

Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал

изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем

рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба.

Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости

/1,128-131/

Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под

сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами

кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое

волнующее зрелище.

Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из

особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая

поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они

учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на

мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой

старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она

оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков

назад.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах

Равенны /1,131/.

Заключение

При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию

мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов

источников разработаны сравнительно-аналитическая таблица

мозаики Византии. По которым был проведен анализ стиля мозаики Византии.

Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется

специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе

его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от

друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим

идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные

направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения,

живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью

цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в

куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы».

Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках

Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от

античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только

чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,

зато духовность достигает необычайной силы.

В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти

многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль

в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный

художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\".

За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием

византийского художественного стиля.

Список литературы:

1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г

выпуск 1

2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.-

М.: Советский художник 1987г.

3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд.

4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать