| Феодоры со свитой. | чередование фигур | придворных - |
| Официальность, | создает | выразительны их |
| парадность, | композиционную | портреты. Молодой |
| возведения в ранг | скованность. | император идеализирован. |
| сверхземного, | Фронтальные | Портретные образы |
| полубожественного. | застылые фигуры на | претворены в процессию |
| Император и его жена | золотом фоне. | торжественную. Император |
| похожи, в них нет | Отсутствие | занимает центральное |
| нечего человеческого. | перспективного | положение. Фигуры не |
| У всех изображенных | углубления, | ступают по земле. |
| слишком большие | подчеркнутая | Пропорции фигур стройны, |
| неподвижные глаза | плоскостность | чрезмерно вытянутые |
| /132/. | изображения. Кубики | /235-236/ |
| | смальты | |
| | укрупняются, | |
| | выкладываются более | |
| | ровными рядами, | |
| | поверхность | |
| | становится менее | |
| | «фактурной», более | |
| | «зеркальной». | |
| | Мозаика приобретает | |
| | эффект сильного | |
| | свечения /254-255/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Церкви в Салониках |
|------------------------------------------------------------------------|
| | В мозаиках образы | |
| | более разнообразны | Лица в мозаиках |
| | и индивидуальны. | сохраняют портретные |
| | Красочная палитра | черты, композиция |
| | включает в себя | застыла, неподвижны все |
| | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг |
| | подвижна, полна | с другом. Персонажи |
| | цветовых и световых | лишены лирического |
| | рефлексий и далека | подъема, они почти |
| | от скованности, | идолы. Фигуры напоминают |
| | техника исполнения | каменные столбы /236/. |
| | безупречна /253/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мозаики в Никее |
|------------------------------------------------------------------------|
| Лица напоминают об | | |
| античном идеале | | |
| красоты - нежными | | |
| овалами, | Образ становится | «Никейские ангелы» |
| классическими | более аскетическим | Фигуры застывшие, мало |
| пропорциями и | и цельным, обретает | выразительные, но лица |
| чертами, рот | возможную силу | исполнены удивительного |
| маленький, нос | подвижнического | обаяния. нежные овал |
| тонкий, взгляд | молитвенного | лица, открытый лоб, |
| пристальный. Кубики | сосредоточения. Нет | свободно откинутые |
| смальты оливковые, | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза, |
| розовые, бледно - | нет тонкости | удлиненный нос и |
| сиреневые и белые | исполнения /253/ | маленькие губы /236/. |
| сливаются и создают | | |
| иллюзию нежного | | |
| живого лика /134/. | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Комментарий |
|------------------------------------------------------------------------|
| В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - |
| мозаика. Наибольшей силы она достигает благодаря тому что они |
| создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие |
| христианство также повлияла на становление этого вида искусства. |
+------------------------------------------------------------------------+
1. Анализ стиля мозаики Византии
История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий.
Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских
храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались
мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К
шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в
райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого
Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из
рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы»
в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует
символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов.
«Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые
фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды
придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода
/ 3, 236/
Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал
изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем
рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба.
Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости
/1,128-131/
Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под
сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами
кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое
волнующее зрелище.
Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из
особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая
поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они
учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на
мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой
старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков
назад.
Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах
Равенны /1,131/.
Заключение
При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию
мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов
источников разработаны сравнительно-аналитическая таблица
мозаики Византии. По которым был проведен анализ стиля мозаики Византии.
Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется
специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе
его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от
друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные
направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения,
живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью
цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в
куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы».
Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках
Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от
античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только
чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,
зато духовность достигает необычайной силы.
В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти
многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль
в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный
художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\".
За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием
византийского художественного стиля.
Список литературы:
1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г
выпуск 1
2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.-
М.: Советский художник 1987г.
3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд.
4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страницы: 1, 2