Музейная педагогика
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Факультет музееведения и экскурсоведения
Заочное отделение
Реферат
По предмету: Музееведение
На тему: Музейная педагогика. Определение понятия,
история, формы работы, перспективы развития.
Выполнила:
Студентка группы № 203 А/з
Шабанова Н.В.
Проверила:
Шляхтина Л.М.
Санкт-Петербург
2003
Содержание.
I. Введение………………………………………………………………….3
II. История. Формы работы. Музейная педагогика как
формирующаяся научная дисциплина. Перспективы развития.
1) История………………………………………………………………4
2) Формы работы…………………………………………………..…..6
3) Практическая культурно-образовательная деятельность
музеев…………………………………………………………………7
4) Музейная педагогика как формирующаяся научная
дисциплина……………………………………………………………11
5) Перспективы развития……………………………………………….13
III. Заключение…………………………………………………………....15
IV. Список литературы…………………….…………………………..…16
I. Введение.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в
отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы,
возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного
аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история
становления нового для российских специалистов понятия «музейная
педагогика».
Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к
оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и
психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении
дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-
образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому
способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с
практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является
исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей
аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной
коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным
диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,
творческой, инициативной личности, способной стать активным участником
диалога. Таким образом, МП по объекту в основном совпадает с теорией
музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и шире- с психологией.
Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует
новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего
междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего,
оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин -
например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация»,
«воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог»,
«визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они
зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.
II. История. Формы работы. Практическая культурно-образовательная
деятельность музеев. Музейная педагогика как формирующаяся научная
дисциплина. Перспективы развития.
1. История.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный
оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А.
Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности,
ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции
«Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась
в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об
образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как
участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он
впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с
искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными
произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного
педагога). Как особая область знаний и исследований музейной педагогики
начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы
возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его
демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала
рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музейной
педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется
ряд музейно-педагогических центров:
· Рабочая группа музейной педагогики (первоначально «Музейная школа» в
Восточном Берлине (1963) с собственным печатным органом «Школа и музей в
единой образовательной системе ГДР»;
· Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в
Западном Берлине(1961);
· Внешняя служба Кельнских музеев(1965);
· Художественно-педагогический центр Германского
национального музея в Нюрнберге(1965);
· Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает журнал
"Школа и музей" и другие.
Деятельность центров, которая имела в целом практический характер,
привела все же к активизации научных исследований, что и обусловило
появление впоследствии новой науки. Для формирования представления о
предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение
имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие
ведущие западногерманские музееведы Р.Ромедер, А.Кунц, В. Клаузевиц и
другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее
связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.
Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании
сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее
можно рассматривать как формирующуюся научную дисциплину.
Краткий экскурс в музейную педагогику Германии показал, что эволюция
этого понятия такова: от обозначения определенного вида деятельности до
названия научной дисциплины.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с
начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам
Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа»
первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная
педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне
представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной
практической задачей». Ее выделение в относительно самостоятельную научную
дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления
образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в
частности, на основе достижений смежных наук. Для разработки музейной
педагогики имелись серьезные исторические предпосылки. По существу,
отечественная теория музейная педагогика начала формироваться в конце XIX-
начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах
основоположников в русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс,
Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования
педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Коховский,
М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а
также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях,
созданной А.В. Бакушинским и его последователями. В период становления
музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные
сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического
мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации
образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным
ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной
коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации
творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются
разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции
в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей
дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное
внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и
подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в
этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к
созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею
и его культуре.
2. Формы работы.
Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки
связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями,
которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс
визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема
зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего
замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная
педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер