Музейная педагогика

музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими

переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода

становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его

подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание

ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться

в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у

человека музейного отношения к действительности, которое выражается в

уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного

значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория

диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу

монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной

ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога,

найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате

развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого

типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский,

освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в

качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный

педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в

жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с

детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.

Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов

на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование

ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с

музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать

язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой

активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией

протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного

образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением

различных партнеров.

3. Практическая культурно-образовательная деятельность музеев.

Термин культурно - образовательная деятельность используется в

отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись

другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно -

просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в

различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для

обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в

музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого

является восприятие информации посетителями, определяется как музейная

коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных

предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции

музея.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в

формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой

образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно

выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм.

Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии,

клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными

людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует

множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные;

групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные;

разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к

традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся

лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы,

кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования

и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности,

могут рассматриваться как нетрадиционные.

В современных условиях культурно - образовательная деятельность

ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя,

в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления:

информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и

зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.

Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической

деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из

указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму

работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой

педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации,

т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его

коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам,

связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно

осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и

консультация. Однако, современный уровень развития информационных

технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее,

например, в форме специального информационного центра. Информационное

обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления

информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества

указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и

заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или

залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат

качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения,

сопроводительную и разъяснительную информацию.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на

качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а

также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных

знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других

образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно -

педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов -

подлинников.

Отличительные черты обучения в музее - неформальность и

добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность

максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно

стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных

предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных

уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно

используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев,

колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью

углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения

музейной информации. Развитие творчества предполагает использование

потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной

культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей

личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого

процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему

лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление

может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или

фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть

творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее

под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность

в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом

участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства

или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов

на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его

коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с

музейной информацией, так и для содержательного, интересного и

неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме

встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.

Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными

людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная

регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного

общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных

с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники

которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-

либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение

кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями

и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать