музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими
переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода
становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его
подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание
ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться
в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у
человека музейного отношения к действительности, которое выражается в
уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного
значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория
диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу
монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной
ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога,
найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате
развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого
типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский,
освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в
качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный
педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в
жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с
детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.
Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов
на современном этапе могут рассматриваться:
1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование
ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с
музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать
язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой
активности.
4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией
протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного
образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением
различных партнеров.
3. Практическая культурно-образовательная деятельность музеев.
Термин культурно - образовательная деятельность используется в
отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись
другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно -
просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в
различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для
обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в
музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого
является восприятие информации посетителями, определяется как музейная
коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных
предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции
музея.
Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в
формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой
образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно
выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм.
Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии,
клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными
людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует
множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные;
групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные;
разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к
традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся
лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы,
кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования
и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности,
могут рассматриваться как нетрадиционные.
В современных условиях культурно - образовательная деятельность
ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя,
в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления:
информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и
зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.
Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической
деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из
указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму
работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой
педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации,
т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам,
связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно
осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и
консультация. Однако, современный уровень развития информационных
технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее,
например, в форме специального информационного центра. Информационное
обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления
информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества
указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и
заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или
залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат
качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения,
сопроводительную и разъяснительную информацию.
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на
качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а
также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных
знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других
образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно -
педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов -
подлинников.
Отличительные черты обучения в музее - неформальность и
добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность
максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно
стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных
предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных
уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно
используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев,
колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью
углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения
музейной информации. Развитие творчества предполагает использование
потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной
культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей
личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого
процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему
лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление
может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или
фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть
творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.
Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее
под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность
в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом
участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства
или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов
на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его
коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с
музейной информацией, так и для содержательного, интересного и
неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме
встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными
людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная
регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного
общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных
с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники
которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-
либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение
кружев, ткачество, лепка и т.д.).
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями
и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в