Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра философии и культурологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Научный метод в естественной и гуманитарной культурах

Исполнилнитель:

Марьинский А.Л.

633группа Юридический

факультет

Сыктывкар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

1.1 Естествознание: смысл слова и содержание понятия

II. 2.1 Четыре стадии познания Природы

2.2 Природа (Вселенная, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект

естествознания

III. 3.1 История и логика развития естествознания

3.2 Научная проблема и ее решение—главная структурная единица науки

3.3 Дискретно-непрерывная природа материи

3.4 Наука и философия

IV. Заключение

V. Библиографический список

I. Введение

Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественнонаучные,

но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком

Природы, т.е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет

философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о

развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом

интеллекте).

Естествознание является до известной степени основой всякого знания и

естественнонаучного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет

особое значение для меня, вступающего а третье тысячелетие, ибо ведущей

тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся

ингеграцнонные (объединительные) процессы. Процессы, получившие названия

{{Великого единения}} или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных

научных и (философских идей в рамках возрождающегося гуманизма.

Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники,

информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и

сельскохозяйственное производство

1.1 Естествознание: смысл слова и содержание понятия

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество»

(«природа») и «знание». Оно может быть заменено менее употребительным

словом-синонимом «природоведение», которое происходит от общеславянского

термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим

«ведать»в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается

прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне

оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание о всем, что

действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а

«природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или

«науковедению») обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными

представлениями о предмете своего «ведения».

Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа»

вошел крайне распространенный латинский термин «натура» (natura). Но только

в европейских странах, например в Германии, Швеции и Голландии, на его

основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е.

буквально — наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также

по существу международного термина «натурфилософия» (философия природы).

Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической

природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы

естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к

«физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.)

называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками»

или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», очень

близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение»,

«рождение», «создание».

Отсюда—естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь

всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая

является как бы исходной основой науки о Природе. Но если вопрос о

происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что

такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и

определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого

понятия: 1) «естествознание—это наука о Природе как единой целостности» и

2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое

целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит

об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по

себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о

естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу,

хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как

единое целое.

Однако далее мы увидим, что между этими двумя определениями уж очень

большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое

целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый

комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг

друга,—это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная

(от латинского «integer»—целый, восстановленный).

В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают прежде

всего физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и

географию, имеющие более специфический характер. В высшей школе число

всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен

ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины. С

некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными

естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию,

которую относят также и к гуманитарным наукам.

Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное

единство Природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором

построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из

которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и

Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом.

Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью

человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов,

так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать

Природу как одно целое.

Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой

ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.

II. 2.1 Четыре стадии познания Природы

История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная

с самых первых его шагов в древности, человечество прошло через три стадии

и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные,

недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом,

появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся

во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям

начатками естественных наук.

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия—мысленное

расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию

физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных,

естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить

воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей,

т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную

целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос:

почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными

и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает

осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная

стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе

рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии

можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как

единый многогранный объект естествознания.

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу,

представляют собой звенья одной цепи.

Несмотря на то, что первая из них – натурфилософия - отделяется от трех

последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы

наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно

воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна.

Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то

происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что

отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных

знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не

касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или «геометрии» (т.

е. «землемерия»), исторически относят к XV—XVI векам, т. е. к тому времени,

когда исследование Природы вступило на вторую стадию—аналитическую.

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени

основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой

второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование

природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий

огромной армией исследователей—путешественников и мореплавателей, врачей,

астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников

и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать