Особенности взаимодействия актера и зрителя
Тюменский Государственный Институт Искусств и Культуры
Кафедра режиссуры драмы
Курсовая работа
по актерскому мастерству
«Особенности взаимодействия актера и зрителя»
Выполнила:
студентка РТК-5
Кондинкина Ю.В.
Проверила:
Педагог
по актерскому
мастерству
Самохина
Е.Ю.
ТЮМЕНЬ 2002
План
Введение
1. Зритель - третий творец спектакля.
1.1. Специфика театра
2. Зритель – неотъемлемая часть спектакля
3. «Энергообмен»: сцена и зал
4. Воспитание публики
5. Один или коллективно?
6. Атмосфера чувств
7. Виды общения
8. Зритель – критик
9. Зритель и выбор репертуара
10. Малая сцена и зритель
2. Цена общения: мнения актеров и режиссеров
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ:
Театр строится не только теми, кто работает на
сцене, пусть очень талантливо; театр создаётся еще и
волей зрительного зала. Театр - это две половины -
если благополучно в одной половине - это еще не
значит, что благополучно в целом театре.
В. Э. Мейерхольд
Так что же такое театр?
На мой взгляд, стоит заглянуть в словарь, и выяснить:
ТЕАТР - род искусства, особенностью которого является художественное
отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего
в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития
определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими
признаками и средствами художественной выразительности - драматический,
оперный и балетный. Театр возник в Древней Греции из праздника в честь
бога Диониса. Выразительными средствами в обрядах служили: закодированный
танец, мимика, жестикуляция, пение, речь и предтеатральные элементы:
костюм, условность, деление на участников и зрителей. Постепенно
происходили усложнения, и установленный порядок обрядовых действий при
совершении религиозного акта стал называться ритуалом. Первоначально
представления устраивали у подножия Акрополя, места для зрителей были под
открытым небом, на склонах холма. Затем стали строить помещения для
актеров, на склонах холма сделали для зрителей скамьи, сначала деревянные,
а потом каменные.
Театр – искусство синтетическое, коллективное, вторичное. Искусство
может активно воздействовать на общественное сознание, изменяя, формируя и
преобразуя духовный мир человека. Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр
— развлечение. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются
и страдают, решают философские проблемы. Праздничность, зрелищность,
развлекательность театра не всегда выражаются в ярких красках, звонких
песнях и пестроте событий. Театр обязан быть праздником и зрелищем только в
том смысле, что каждое представление должно быть увлекательным и
интересным. Театр умный, но скучный — не театр.
Театр сравнивают с кафедрой, со школой. Как всякое сравнение, его
нельзя понимать буквально. Театр — школа, в которой не учат в обычном
смысле слова. В этой школе не задают уроков и не требуют запоминаний. В
этой школе нет учеников и учителей. С высокой кафедры — сцены, вопреки
школьному этикету, подсказывают зрителям ответы. И чем незаметнее эта
подсказка, тем лучше «ученики» - зрители воспринимают «урок» - спектакль.
Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая
того, что учатся. Как только зрители замечают, что их учат, поучают,
повторяют одно и то же и давно пройденное, такую школу перестают посещать.
В театре-школе ничего не вдалбливают, ничего не рассказывают, ничего не
читают. В этой школе только показывают — показывают жизнь.
Первым конкурентом театра стал кинематограф, родившийся в 90-е годы
XIX века. Ныне лишь историки помнят, что это событие породило прогнозы об
исчезновении театра. Однако этого не произошло.
Сейчас, появление различных средств массовой информации и возникшие в
связи с этим новые формы социального общения существенно изменили характер
выразительных средств сценического искусства, породили новые формы общения
театра с публикой. Необходимость конкуренции театра с другими «смежными»
зрелищными искусствами способствовала как усиленному выявлению его
специфики одними театральными коллективами, так и неизбежной ее утрате
другими. Она потребовала и новых теоретических трактовок проблемы «театр и
публика» с учетом сложившейся социокультурной ситуации.
Что уникального может предложить сегодня театр любителю кино или
телевидения? Поразить воображение масштабностью, зрелищностью?
Н. П. Акимов как-то сказал «Есть все основания полагать, что
решительно все возможности кино доступны театру», а М. И. Ромм говорил
«Все, что можно сделать в театре, можно сделать в кинематографе, причем, с
моей точки зрения, сделать в лучшем качестве».
Итак, театр может сделать всё, что доступно кино. Кино может все, что
доступно театру и даже лучше. Кино и театр - две большие разницы. Две
независимые профессии, совершенно друг друга не касающиеся. Вести себя в
кадре и вести себя на сцене надо по-разному. Тогда не понятно, зачем и
почему существует два разных вида искусства, если между ними огромная
общность – это объект изображения?
Телевидение позволяет нам, не выходя из дома, видеть работы лучших
актеров. Кроме того, кино и телевидение могут собирать в одной постановке
такие созвездия исполнителей, которых просто не бывает в одной театральной
труппе.
А театр, не смотря на множество проблем театр, каждый раз ищет новые
формы выражения и совершенно другие средства создания нового мира, пытаясь
максимально потрясти зрителя. В тайне при этом завидуя своему двойнику-
противоположности - удачливому любимцу женщин, публики и спонсоров.
Что же ищет сегодняшний зритель в театре такого, чего нет ни в кино,
ни дома, у телевизора? Общения. Живого общения с живым человеком. Это и
есть то уникальное свойство театра, которое ни один другой вид искусства
заменить не может.
Именно контактная природа театра — один из самых главных и, пожалуй,
самый перспективный путь его развития. Задача современного театрального
коллектива — создать кратчайшую дистанцию общения, при которой зритель из
пассивного созерцателя превратится в сотворца, полно и глубоко живущего в
мире спектакля.
1. ТРЕТИЙ ТВОРЕЦ СПЕКТАКЛЯ
По сцене можно судить о партере, по партеру — о
сцене. Партер не чужой сцене: он вроде хора греческой
трагедии; он не вне драмы, а обнимает ее волнами
жизни, атмосферой сочувствия, которая оживляет
актера; и сцена, со своей стороны, не чужая зрителю:
она переносит его не дальше, как в его собственное
сердце. Сцена всегда современна зрителю, она всегда
отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть
партер.
А. И. Герцен
1.1. Специфика театра
Искусство – это исповедание, оно несет отпечаток души, языка,
культуры, почерка, мировоззрения создателя. Это открытие нового выражения и
новых средств создания нового мира. Сила искусства огромна. Искусство
переплавляет жизненные истории, факты и лица в звуки и краски, в
художественные образы, придает им особый смысл и особую силу. Чем ярче,
полнее и глубже художник выражает жизнь, тем сильнее его искусство. Хорошее
искусство непременно оказывает воздействие на ум, волю и характер зрителей.
Польза от него огромна, хотя не может быть подсчитана ни в тоннах, ни в
рублях, ни в километрах.
Разные искусства воздействуют различно. Хорошую песню можно слушать
бессчетное число раз. Хорошую картину, повешенную на стене комнаты, не
надоедает смотреть годами. Но со временем стареют и песни и картины. Не
стареют только театральные спектакли. Спектакль окончен, и его уже нет.
Завтра будет другой спектакль.
Споры о том, что театр умрет как вид искусства, возникали в истории не
раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее новое
искусство – кино, должно было уничтожить театр. А теперь вот у театра
появился ещё более мощный конкурент в виде средств массовой информации и
всемирной сети Интернет. Театрам действительно не раз приходиться бороться
за зрителя самыми невероятными способами – от снижения цены на билеты до
откровенно профанирующей рекламы. Театр не раз уступал вкусам публики и,
начавшись как серьезное мероприятие, скрывался на проторенную дорожку
примитивных развлечений.
Но все же театр выжил. И он по-прежнему привлекает публику. Привлекает
тем, чем ни обладает, ни одно искусство – живым человеком, неповторимостью