курячьих, писанных по золоту разными красками». В 1677 году почти все
мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В
1680 году тот же Богдан Салтанов, который писал иконы по тафте, то есть
выполнял живопись по ткани с аппликацией для иконостасов кремлевских
церквей, поставил ко двору 50 крашеных яиц. В феврале 1690 года ученик
Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец
Никифор Бавыкин расписали «разными цветными красками» деревянные точеные
яйца, сделанные «против курячьих, утиных и голубиных». В 1694 году
расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора
Зубова Иван и Алексей - будущий основоположник русской исторической
гравюры.
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают
такое широкое распространение среди различных слоев российского населения,
что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном
виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени
достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые
крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц был
подвижен и изменялся с течением времени. «Писанки» и «крашенки»,
характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим
временным изменениям. Русское прикладное искусство XVIII века получило
качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших
столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано
это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными
преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в
общеевропейский художественный процесс. В едином русле шло развитие
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В 1703 году Петр Великий на берегах Невы заложил город, а с 1712 года
сюда была перенесена столица русского государства, и Петербург стал центром
экономической, политической и культурной жизни страны. Царь, постоянно
нуждаясь в художниках и ремесленниках, вызывал из московских мастерских
Оружейной палаты в Петербург самых искусных. Особенно большое число
московских мастеров (оружейников, ювелиров, граверов и других) было
отправлено из Кремля в Петербург по указу Петра I в 1711 году. К концу 20-х
годов XVIII века число мастеров Оружейной палаты сократилось почти в четыре
раза. Так постепенно центр прикладных искусств переместился из кремлевских
художественных мастерских в Петербург. Канцелярия от строений, приняв
эстафету от бывшей Московской Оружейной палаты, можно сказать, стала главой
всей художественной жизни новой столицы. Характер работы мастеров
Канцелярии от строений в XVIII веке оставался таким же, какой существовал в
мастерских Оружейной палаты, когда живописцы, помимо росписей церквей и
царских палат, занимались составлением чертежей городов, рисунков для
гравирования, расписывали знамена. По усмотрению государственных вельмож
живописцев использовали для раскраски «потешных» книг, шахматных досок,
ларцев, пасхальных яиц. А вместе с ними - решеток, шестов, труб, печей,
пряничных досок и прочих предметов быта. К сожалению, пасхальные яйца этого
периода не дошли до нашего времени. Насколько можно судить, это были,
скорее всего, деревянные яйца, позолоченные или посеребренные и расписанные
мастерами-живописцами, а также костяные резные яйца.
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими
преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало
развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до
нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года
изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748
году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на
промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца
точили и формовали». Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый
завод выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с
изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к
середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. К каждой
Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии «на
раздачу» при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и
имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей
вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-
XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь
старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали
выпускать пасхальные яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым
заказом к пасхальным дням, можно по стилистическим художественным
признакам.
Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее
массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным
художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй
половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический
характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов
(«Сошествие во ад», «Воскресение» и др.), религиозной символики и
атрибутики. В сцене «Сошествие во ад» Христос, окруженный патриархами и
пророками, стоит, держа Адама за правую руку, над дверьми ада, которые он
только что разбил.
В 1874 году по заказу московских старообрядцев «поповского толка»
братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны
изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Тюлины к тому
времени прославились расчисткой и починкой старинных икон храмов
старообрядческого Рогожского кладбища. Яйца вытачивались из дерева. Каждое
из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом,
наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким,
чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали
яйца двух размеров: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех
яиц на одной из сторон был сюжет «Сошествие во ад Спасителя», а на другой -
изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому
предназначалось яйцо в подарок. Всего было три яйца со Св. Александром
Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом
Алексием. Середину, где раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом.
Роспись изображений отличается точностью деталей, древнерусской
стилистикой, использованием червонного золота, за живопись на этих
пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за
большие яйца - по 25 рублей, а за малые - по 15 рублей за один раритет.
Известный иконописец О. С. Чириков из Мстеры в 1887 году выполнил
серию образцов «живописи святых и двунадесятых праздников» для росписи
фарфоровых пасхальных яиц. Яйца, исполненные по этим образцам, считаются
одними из лучших среди созданных на Императорском фарфоровом заводе. Они
были и самыми дорогостоящими - на роспись одного такого яйца живописец
тратил 40 дней, и стоило оно 75 рублей. Количество этих яиц к каждой Пасхе
для императорской семьи было строго определено: император и императрица
получали по сорок-пятьдесят яиц, великие князья - по три, а великие княгини
- по два. В росписи участвовал и московский архитектор Л. С. Каминский,
который в 1890 году расписал оборотные стороны фарфоровых яиц с «живописью
святых». Фарфоровые яйца часто были подвесными со сквозным отверстием, в
которое продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху для подвески под
киотом с иконами. Специально для этой работы нанимали «бантовщиц» из числа
нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих завода. Довольно высокая оплата
их труда рассматривалась как пасхальная благотворительная помощь.
В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254
яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на
том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К
Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук.
Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали
и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.
Сами государи подчас выступали в роли своеобразных контролеров: так,
Александр III рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но и
орнаментами, любил цельные стеклянные изделия с гравированным узором.
Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной
фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной
живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто
изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из
излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на
Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских
иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных
центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.
В письмах из России, относящихся к началу XIX века, сестры ирландки
Бильмот, гостившие у знаменитой просветительницы Е. Р. Дашковой,
рассказывали, что на Пасху по окончании субботней службы все стали дарить
друг другу пасхальные яйца - расписные, резные, крашенные в различные
цвета. Сестры отмечают, что подарки в этот день обязательны, и в качестве
«яйца» княгиня Е. Р. Дашкова подарила одной из них два бриллианта. При