морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны
растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в
том числе и поверхность яйца.
Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным
качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский
край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для
хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись
«верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на
поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент
с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон»
имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном.
Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках
хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту
Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником
производственно-художественного объединения - Хохломская роспись» Е.
Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о
золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве
подарка и в языческие, и в христианские времена.
Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство
токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в
традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно
возникло только В постсоветское время после длительного перерыва и
забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы
Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в
работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера
достойно ее продолжили. Бо время празднования 1000-летия христианства на
Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной
миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции
древнерусской живописи.
Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью
Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно
дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только
опытные высококвалифицированные мастера. Роспись пасхального яйца требует
хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные
мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим
иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц
болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только
в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии
«Мстерский ювелир». Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на
основе геометризованного растительного орнамента.
Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в
XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII
веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не
превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских
резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое
мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого
центра в селе Ломоносове Холмогорского района. В настоящее время
холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные
яйца. Работа холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный
из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого
является позолоченное разъемное серебряное яйцо. По желанию оно может быть
превращено в две одинаковые по размеру рюмочки. На эту кропотливую
ювелирную работу ушло более полугода, одно неверное движение - и ажурный
футляр, выбранный из кости мамонта, мог рассыпаться на глазах.
Может быть, наиболее древние из всех существующих пасхальных яиц -
яйца из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов.
Поделочные камни делятся на твердые, средние и мягкие. К твердым камням
относятся яшма, родонит, агат, малахит, нефрит, лазурит, жадеит и др. В
группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс и др. К мягким
породам камней относятся селенит, кальцит, змеевик и др. Пасхальные яйца
делали и делают из поделочных камней различных групп твердости.
Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса,
майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию
пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен.
Гжельские пасхальные яйца Товарищества «Гжель» - фарфоровые с кобальтом и
майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных
времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на
фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с
изображением православных храмов являются наиболее распространенными.
Гжельские пасхальные яйца имеют различные
размеры. Недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью
Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели. В последнее
время в Москве стали появляться художественные предприятия, выпускающие
изделия из керамики малыми партиями. Это - «Никанд», с образцами из фарфора
с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц «Никанда» являют собой
авторские экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн.
В основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи.
Высокая профессиональная подготовка художников и мастеров характерна и
для московского фарфорового предприятия «Даки», возникшего в 1992 году.
Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено
производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного
лепниной и росписью. Пасхальные яйца, как правило, выпускаются в единичных
экземплярах и являются заказными.
Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского «Феникса» и
фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия «Аксинья».
Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках
собственного художественного стиля. В последнее время известные центры
народного искусства проходят процесс разукрупнения. От них отделяются
небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы
современного общества. Такова фирма «Саква», возникшая в поселке Мстера
Владимирской области, здесь можно заказать пасхальное яйцо в авторском
исполнении.
Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного
художественного промысла - Товарищества «Вятский сувенир». Наряду с
традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца,
расписанные на религиозные сюжеты, в частности на сюжет «Рождество
Христово».
Подобная тенденция в оформлении образцов, в которых используется
рождественская тематика, наблюдается и в изделиях Ассоциации художественных
промыслов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Видимо, в этих случаях
проявилось влияние западноевропейской цивилизации, для которой наиболее
значимым религиозным праздником является Рождество Христово. На этот счет
существует немецкая пословица: «Нет гнезда выше орлиного, нет праздника
выше Рождества».
С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано
еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца -
создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже.
Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и
языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины
барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства
домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были
предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия. Одним из инициаторов
обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был Андрей Ананов. После
того как Ананов подарил медальон в виде пасхального яйца представителю
фирмы Фаберже, из компании «Cartier» пришло заключение о его высоком
качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была выработана
специальная форма клейма «Фаберже от Ананова» (просто ставить клеймо
Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова имеются у
выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси Рейган и
Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении
представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре
конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска.
Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на
несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто
пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок,
произведений русских писателей), с языческими мотивами...
Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы,
обратившиеся к росписи матрешек, через три-четыре года занялись пасхальными
яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь,
который, по мнению русского богослова, философа, ученого о. Павла
Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет
привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и
неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память.
В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями
обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно
способны пробудить историческую память и осветить наши души.
Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это
целый мир, яркие штрихи к живому образу России.
Литература
1. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Интербук-бизнес, 1997, - 95 с.
2. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. – Л.:
Знание, 1990, - 32 с.