Передвижничество
644099 Омск
ул. Чехова 3, кв. 44
Телефон: 25-22-50
Гимназия №19
104 Класс
Монастырский Владислав
(МХК(
ИСТОРИЯ ПЕРЕДВИЖНИЧЕСВА
Подготовлено для реферата по МХК
1 СОДЕРЖАНИЕ.
Глава 1 ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ 3
Глава 2 “АКАДЕМИЯ ТРЕХ ЗНАТНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВ” 5
Глава 3 ТЯЖЕЛЫЙ КАПКАН 8
Глава 4 КОММУНА КРАМСКОГО 12
Глава 5 ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ВЫСТАВОК 16
БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ И ПОРТРЕТ В ТОВАРИЩЕСТВЕ 17
Глава 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________19
2 ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ
Когда на кануне столетия императорской Академии художеств в Санкт-
Петербурге четырнадцать учеников взбунтовались, отказавшись участвовать в
конкурсе на большую золотую медаль , вице-президент академии князь Гагарин
попросил начальника Третьего отделения собственной канцелярии Его
Величества канцелярии князя Долгорукова сделать так, чтобы в газетах и
журналах ничего не писали об этом.
Князь Долгоруков охотно выполнил просьбу .Ни строчки, ни слова о
неслыханном происшествии не просочилось тогда на страницы газет и журналов,
и долго еще бдительные цензоры вымарывали отовсюду любое упоминание о
неприятном событии.
Но утаить случившееся разумеется не удалось, и недалеко было время, когда
день 9 ноября 1863 года стал памятным днем для всех кто знает и по-
настоящему любит русскую живопись.
С этого дня я и начну рассказ о художниках и картинах, входящих в нашу
жизнь с первыми строфами Пушкина и Некрасова, вместе с образами Гоголя,
Тургенева, Толстого, со всем тем, что с годами накрепко сливается в одном
слове - Родина.
Четырнадцать учеников академии приглашены были на утро 9 ноября в
правление, чтобы выслушать программу конкурса на большую золотую медаль.
Это были люди в цветущем возрасте двадцати трех - двадцати шести лет,
лучшие из лучших. Каждый из них получил за годы учения две серебренные и
малую золотую.
Но теперь, в эти торжественные минуты, они выглядели озабоченными и
усталыми. Некоторые, казалось, не спали всю ночь (как выяснилось в
последствии так оно и было).
Одетые в поношенные, но вычищенные накануне и тщательно наглаженные
сюртуки , они стояли в молчании перед высокой и тяжелой дверью конференц-
зала, ожидая вызова.
Наконец дверь распахнулась. В глубине за длинным овальным столом крытым
темно-зеленой суконной скатертью, мерцали золотом и серебром орденские
звезды сановитых членов совета академии.
Ученики вошли один за другим, здороваясь, и молча остановились в правом
углу зала.
Князь Григорий Григорьевич Гагарин, генерал и вице-президент академии,
блестящий рисовальщик и акварелист, любитель и знаток византийских икон и
византийского орнамента, поднялся с бумагою в руке и стал читать:
( “Совет императорской Академии художеств к предстоящему в будущем году
столетию академии для конкурса на большую золотую медаль для конкурса по
исторической живописи избрал сюжет скандинавских саг: “Пир в галле”. На.
троне бог Один, окруженный богами и героями , на плечах у него два ворона.
В небесах сквозь арки дворца Валгалы, видна луна, за которой гоняться волки
...”
Он читал все это басовитым рокочущим голосом, держа в одной руке на весу
бумагу, а другой перебирая серебряные наконечники акселебентов на груди.
Толстые генеральские эполеты покойно лежали на его плечах.
Ученики хмуро слушали. Наконец чтение кончилось. Опустив бумагу князь
Гагарин произнес, отечески глядя на стоящих в углу:
( Как велика и богата, даваемая вам тема, насколько она позволяет человеку
с талантом высказать себя в ней и, наконец, какие и где взять материалы,
объяснит вам наш уважаемый ректор, Федор Антонович Бруни.
Сидевший справа от президента благообразный старик, четверть века назад
прославившийся картиной своей “Медный змий”, тихо поднялся, украшенный, как
и многие другие члены совета, нагрудной муаровой лентой и орденскими
звездами. Сохраняя на лице выражение значительной задумчивости, он
направился неслышными шагами в сторону учеников, стоявших в угрюмом
молчании, --- и тут произошло нечто небывалое.
Один из четырнадцати, худощавый и бледный, с негустой бородкой и глубоко
посаженными пристальными глазами на скуластом лице, вдруг отделился и вышел
вперед навстречу ректору.
Бруни остановился в недоумении. Мундиры, ленты и звезды за овальным столом
шевельнулись и замерли.
( Просим позволения сказать перед советом несколько слов, ( произнес глухим
от волнения голосом вышедши вперед. ( Мы подавали дважды прошение, но совет
не нашел возможным выполнить нашу просьбу ...Не считая себя вправе больше
настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений,
просим освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание
свободных художников.
Сделалось очень тихо. Косматая голова пятидесятилетнего Пименова,
профессора скульптуры, которому Пушкин посвятил когда-то экспромт “На
статую играющего в бабки”, откинулась и замерла в удивлении.
В тишине из-за стола послышалось недоверчиво-изумленное:
( Все?
( Все, ( ответил вышедший вперед.
Поклонясь, он решительно направился к двери. За ним двинулись остальные.
(Прекрасно, прекрасно! ( прозвучал им в след насмешливый голос Пименова.
Выйдя в Конференц-зала в канцелярию, каждый проходил к столу
делопроизводителя и вынимал из кармана сюртука сложенное в четверо
прошение.
Тексты всех прошений были одинаковы: “По домашним обстоятельствам не могу
продолжать учение ...” Подписи же стояли разные: Корзухин, Шустов, Морозов,
Литовченко, К. Маковский, Журавлев, Дмитриев-Оренбургский, Вегин,
Григорьев, Песков, Петров.
Прошение, говорившего от имени всех перед советом было подписано: И. Н.
Крамской.
Тем временем в конференц-зале разыгралась пренеприятная сцена.
Один из четырнадцати “бунтовщиков”, Заболотский, не вышел, остался в зале,
как бы желая сделаться свидетелем наступившего там замешательства. Он стоял
в углу, щуплый и темноволосый, на лице его блуждала растерянная полуулыбка.
( А вам чего угодно, сударь? ( Спросил, едва сдерживая раздражение, князь
Гагарин, продолжавший столбом своим выседся на своем предсказательском
месте.
( Я ... желаю конкурировать, ( через силу выжал из себя Заболотский.
Князь Гагарин усмехнулся.
( Разве вам не известно, милостивый государь, ( сказал он едко-насмешливо,
( что конкурс из одного участника не состоятся не может? Благоволите
подождать до следующего года.
Заболотский вышел, униженно кланяясь, унося на улицу застывшую улыбку.
Через год он все же участвовал в конкурсе, провалился и затем исчез
бесследно разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений.
Между тем к тринадцати положенным на стол делопроизводителя заявлениям
прибавилось четырнадцатое: молодой скульптор Крейтан, также назначенный
конкурировать на большую золотую медаль решил примкнуть к своим товарищам-
живописцам.
“Когда все прошения были отданы( вспоминал спустя четверть века Крамской, (
мы вышли из правления, затем из стен академии, и я почувствовал себя
наконец на этой страшной свободе, к которой мы так жадно стремились”.
3 “АКАДЕМИЯ ТРЕХ ЗНАТНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВ”
Чтобы как следует понять причины случившегося, надо ясно представлять
себе, чем была в те годы императорская. Надо окинуть взглядом, столетие
прошедшее со дня ее основания. Надо заглянуть и в более отдаленные времена.
Допетровская Россия не знала “светской живописи”. Долгая ночь
татарского ига, междоусобицы и удельные распри ( все это намного задержало
развитие страны и наложило глубокий отпечаток на духовную жизнь страны.
Вышло так, что в лихие годины нашествия, неволе и внутренних раздоров одна
лишь вера, религия оставалась общей, единой для всех, потому-то церковь и
стала главной опорой нарождающегося Московского государства. Потому так
всеобъемлюща и всесильна была власть церкви над душами людскими. Под этой
властью принужденно было жить искусство, ей и только ей обязано было
служить.
Сумрак средневековья долго не рассеивался над российскими просторами.
Средневековой по духу, по отрешенности от всего земного оставалось долго и
русская живопись.
В то время, когда Европа имела за собой три века Возрождения ( Джотто,
Леонардо, Рафаэля и Микеланджело, в то время, когда умер уже Тициан, а
слава Веласкеса и Рубенса поднималась превыше королевской славы, ( в это
самое время на Руси безвестные “царские иконописцы” продолжали украшать
храмы и боярские терема темноликими и суровыми образами “нерукотворного
спаса”, “житиями” и “благовещениями”, строго держась освященных обычаем
образцов.
Правда, были среди древних этих образцов и такие, как “Троица” Андрея
Рублева, написанная для собора Троице-Сергеевской лавры еще в начале XV
века, но и сегодня изумляющая людей певучей плавностью линий,
умиротворенностью, добротой и редкостной прелестью цвета. Лазурно-золотые
краски ее ( краски неба и спелых полей ( как бы источают радостное тепло, а
три изображенных на ней ангела кажутся вовсе не ангелами, а мирно
беседующими юношами, живущими в дружбе и добром согласии.
Нельзя налюбоваться этой драгоценной картиной, ставящей имя Рублева в один
ряд с именами предвестника Возрождения Джотто и гениального юноши-
флорентийца Мазаччо.
При всей исключительности природного дарования Андрей Рублев не был гением-
одиночкой; он возвышался лишь как самый высокий колос в щедром снопе
народных талантов. Даже под Византийски-суровым надзором церкви, даже в