Передвижничество

Передвижничество

644099 Омск

ул. Чехова 3, кв. 44

Телефон: 25-22-50

Гимназия №19

104 Класс

Монастырский Владислав

(МХК(

ИСТОРИЯ ПЕРЕДВИЖНИЧЕСВА

Подготовлено для реферата по МХК

1 СОДЕРЖАНИЕ.

Глава 1 ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ 3

Глава 2 “АКАДЕМИЯ ТРЕХ ЗНАТНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВ” 5

Глава 3 ТЯЖЕЛЫЙ КАПКАН 8

Глава 4 КОММУНА КРАМСКОГО 12

Глава 5 ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ВЫСТАВОК 16

БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ И ПОРТРЕТ В ТОВАРИЩЕСТВЕ 17

Глава 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________19

2 ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ

Когда на кануне столетия императорской Академии художеств в Санкт-

Петербурге четырнадцать учеников взбунтовались, отказавшись участвовать в

конкурсе на большую золотую медаль , вице-президент академии князь Гагарин

попросил начальника Третьего отделения собственной канцелярии Его

Величества канцелярии князя Долгорукова сделать так, чтобы в газетах и

журналах ничего не писали об этом.

Князь Долгоруков охотно выполнил просьбу .Ни строчки, ни слова о

неслыханном происшествии не просочилось тогда на страницы газет и журналов,

и долго еще бдительные цензоры вымарывали отовсюду любое упоминание о

неприятном событии.

Но утаить случившееся разумеется не удалось, и недалеко было время, когда

день 9 ноября 1863 года стал памятным днем для всех кто знает и по-

настоящему любит русскую живопись.

С этого дня я и начну рассказ о художниках и картинах, входящих в нашу

жизнь с первыми строфами Пушкина и Некрасова, вместе с образами Гоголя,

Тургенева, Толстого, со всем тем, что с годами накрепко сливается в одном

слове - Родина.

Четырнадцать учеников академии приглашены были на утро 9 ноября в

правление, чтобы выслушать программу конкурса на большую золотую медаль.

Это были люди в цветущем возрасте двадцати трех - двадцати шести лет,

лучшие из лучших. Каждый из них получил за годы учения две серебренные и

малую золотую.

Но теперь, в эти торжественные минуты, они выглядели озабоченными и

усталыми. Некоторые, казалось, не спали всю ночь (как выяснилось в

последствии так оно и было).

Одетые в поношенные, но вычищенные накануне и тщательно наглаженные

сюртуки , они стояли в молчании перед высокой и тяжелой дверью конференц-

зала, ожидая вызова.

Наконец дверь распахнулась. В глубине за длинным овальным столом крытым

темно-зеленой суконной скатертью, мерцали золотом и серебром орденские

звезды сановитых членов совета академии.

Ученики вошли один за другим, здороваясь, и молча остановились в правом

углу зала.

Князь Григорий Григорьевич Гагарин, генерал и вице-президент академии,

блестящий рисовальщик и акварелист, любитель и знаток византийских икон и

византийского орнамента, поднялся с бумагою в руке и стал читать:

( “Совет императорской Академии художеств к предстоящему в будущем году

столетию академии для конкурса на большую золотую медаль для конкурса по

исторической живописи избрал сюжет скандинавских саг: “Пир в галле”. На.

троне бог Один, окруженный богами и героями , на плечах у него два ворона.

В небесах сквозь арки дворца Валгалы, видна луна, за которой гоняться волки

...”

Он читал все это басовитым рокочущим голосом, держа в одной руке на весу

бумагу, а другой перебирая серебряные наконечники акселебентов на груди.

Толстые генеральские эполеты покойно лежали на его плечах.

Ученики хмуро слушали. Наконец чтение кончилось. Опустив бумагу князь

Гагарин произнес, отечески глядя на стоящих в углу:

( Как велика и богата, даваемая вам тема, насколько она позволяет человеку

с талантом высказать себя в ней и, наконец, какие и где взять материалы,

объяснит вам наш уважаемый ректор, Федор Антонович Бруни.

Сидевший справа от президента благообразный старик, четверть века назад

прославившийся картиной своей “Медный змий”, тихо поднялся, украшенный, как

и многие другие члены совета, нагрудной муаровой лентой и орденскими

звездами. Сохраняя на лице выражение значительной задумчивости, он

направился неслышными шагами в сторону учеников, стоявших в угрюмом

молчании, --- и тут произошло нечто небывалое.

Один из четырнадцати, худощавый и бледный, с негустой бородкой и глубоко

посаженными пристальными глазами на скуластом лице, вдруг отделился и вышел

вперед навстречу ректору.

Бруни остановился в недоумении. Мундиры, ленты и звезды за овальным столом

шевельнулись и замерли.

( Просим позволения сказать перед советом несколько слов, ( произнес глухим

от волнения голосом вышедши вперед. ( Мы подавали дважды прошение, но совет

не нашел возможным выполнить нашу просьбу ...Не считая себя вправе больше

настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений,

просим освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание

свободных художников.

Сделалось очень тихо. Косматая голова пятидесятилетнего Пименова,

профессора скульптуры, которому Пушкин посвятил когда-то экспромт “На

статую играющего в бабки”, откинулась и замерла в удивлении.

В тишине из-за стола послышалось недоверчиво-изумленное:

( Все?

( Все, ( ответил вышедший вперед.

Поклонясь, он решительно направился к двери. За ним двинулись остальные.

(Прекрасно, прекрасно! ( прозвучал им в след насмешливый голос Пименова.

Выйдя в Конференц-зала в канцелярию, каждый проходил к столу

делопроизводителя и вынимал из кармана сюртука сложенное в четверо

прошение.

Тексты всех прошений были одинаковы: “По домашним обстоятельствам не могу

продолжать учение ...” Подписи же стояли разные: Корзухин, Шустов, Морозов,

Литовченко, К. Маковский, Журавлев, Дмитриев-Оренбургский, Вегин,

Григорьев, Песков, Петров.

Прошение, говорившего от имени всех перед советом было подписано: И. Н.

Крамской.

Тем временем в конференц-зале разыгралась пренеприятная сцена.

Один из четырнадцати “бунтовщиков”, Заболотский, не вышел, остался в зале,

как бы желая сделаться свидетелем наступившего там замешательства. Он стоял

в углу, щуплый и темноволосый, на лице его блуждала растерянная полуулыбка.

( А вам чего угодно, сударь? ( Спросил, едва сдерживая раздражение, князь

Гагарин, продолжавший столбом своим выседся на своем предсказательском

месте.

( Я ... желаю конкурировать, ( через силу выжал из себя Заболотский.

Князь Гагарин усмехнулся.

( Разве вам не известно, милостивый государь, ( сказал он едко-насмешливо,

( что конкурс из одного участника не состоятся не может? Благоволите

подождать до следующего года.

Заболотский вышел, униженно кланяясь, унося на улицу застывшую улыбку.

Через год он все же участвовал в конкурсе, провалился и затем исчез

бесследно разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений.

Между тем к тринадцати положенным на стол делопроизводителя заявлениям

прибавилось четырнадцатое: молодой скульптор Крейтан, также назначенный

конкурировать на большую золотую медаль решил примкнуть к своим товарищам-

живописцам.

“Когда все прошения были отданы( вспоминал спустя четверть века Крамской, (

мы вышли из правления, затем из стен академии, и я почувствовал себя

наконец на этой страшной свободе, к которой мы так жадно стремились”.

3 “АКАДЕМИЯ ТРЕХ ЗНАТНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВ”

Чтобы как следует понять причины случившегося, надо ясно представлять

себе, чем была в те годы императорская. Надо окинуть взглядом, столетие

прошедшее со дня ее основания. Надо заглянуть и в более отдаленные времена.

Допетровская Россия не знала “светской живописи”. Долгая ночь

татарского ига, междоусобицы и удельные распри ( все это намного задержало

развитие страны и наложило глубокий отпечаток на духовную жизнь страны.

Вышло так, что в лихие годины нашествия, неволе и внутренних раздоров одна

лишь вера, религия оставалась общей, единой для всех, потому-то церковь и

стала главной опорой нарождающегося Московского государства. Потому так

всеобъемлюща и всесильна была власть церкви над душами людскими. Под этой

властью принужденно было жить искусство, ей и только ей обязано было

служить.

Сумрак средневековья долго не рассеивался над российскими просторами.

Средневековой по духу, по отрешенности от всего земного оставалось долго и

русская живопись.

В то время, когда Европа имела за собой три века Возрождения ( Джотто,

Леонардо, Рафаэля и Микеланджело, в то время, когда умер уже Тициан, а

слава Веласкеса и Рубенса поднималась превыше королевской славы, ( в это

самое время на Руси безвестные “царские иконописцы” продолжали украшать

храмы и боярские терема темноликими и суровыми образами “нерукотворного

спаса”, “житиями” и “благовещениями”, строго держась освященных обычаем

образцов.

Правда, были среди древних этих образцов и такие, как “Троица” Андрея

Рублева, написанная для собора Троице-Сергеевской лавры еще в начале XV

века, но и сегодня изумляющая людей певучей плавностью линий,

умиротворенностью, добротой и редкостной прелестью цвета. Лазурно-золотые

краски ее ( краски неба и спелых полей ( как бы источают радостное тепло, а

три изображенных на ней ангела кажутся вовсе не ангелами, а мирно

беседующими юношами, живущими в дружбе и добром согласии.

Нельзя налюбоваться этой драгоценной картиной, ставящей имя Рублева в один

ряд с именами предвестника Возрождения Джотто и гениального юноши-

флорентийца Мазаччо.

При всей исключительности природного дарования Андрей Рублев не был гением-

одиночкой; он возвышался лишь как самый высокий колос в щедром снопе

народных талантов. Даже под Византийски-суровым надзором церкви, даже в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать