Рим - вечный город

аркой и статуей он воздвиг еще один памятник Траяну – триумфальную колону.

Высота её – 38метров напоминает о 38-метровом холме, срытом для постройки

форума. Колонна стоит там, где некогда была вершина холма. По существу

колонной называется башня с винтовой лестницей. Её венчает фигура

императора в полный рост, тоже бронзовая и тоже позолоченная.

Колонна, словно спиральной лентой, снизу доверху обвита мраморным

полотнищем одного из величайших в мире рельефов. На нем изображены и

возведение крепостных стен и башен, и разбивка лагеря, и постройка

деревянного моста через Дунай. Эту переправу когда-то тоже возводил

Аполлодор. Художники колонны как будто задались целью изобразить подробную

историю Дунайского похода Траяна.

На колонне изображены машины, которыми так гордился император Траян:

баллисты и катапульты для метания каменных ядер, тяжелые стрелометы,

похожие на крылатых животных, передвижные башни с осадными лестницами и

приспособлениями для защиты нападающих при штурме. Пехота в строю и на

марше, конница в бою и на отдыхе, военные корабли у причалов и в сражениях…

И везде император Траян: вот он во главе войска переходит Дунай; стоит

на трибуне, окруженный военачальниками; приносит жертву богам на фоне

знамени...Траян наблюдает за постройкой лагеря, Траян командует осадой,

Траян ведет в бой кавалерию, Траян празднует победу. 60 раз изображен

император на рельефе колонны.

…За желто-коричневой громадой Колизея белеет куб величиной с пяти

этажный дом. Чуть золотистого оттенка белоснежный мрамор напоминает квадры

Парфенона. Это император Тит, чтобы облицевать памятник своей победы над

иудеями, приказал привезти из Греции прославленный пентелийский мрамор.

Внутри мраморного куба – широкий проход, перекрытый полукруглым

цилиндрическим сводом. Чтобы не казалось излишне массивным, он разбит на

кессоны – квадратные углубления. Мраморный куб, прорезанный аркой, служит

постаментом бронзовой скульптуре: четыре коня влекут колесницу, которой

правит бог. Но это не греческий бог в образе прекрасного человека. Это –

человек в образе прекрасного бога, а под ним надпись: «Божественному Титу,

сыну божественного Веспасиана”.

В 70 году нашей эры на такой позолоченной колеснице во главе

триумфальной процессии въехал в Рим Тит Флавий, сын императора Веспасиана и

сам будущий император. За победителем шли вереницы пленников, везли повозки

с захваченной казной, несли утварь, сосуды, серебряные трубы из

иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. На мраморных рельефах

под сводом арки изваяны сцены торжественного шествия. Увенчанные лаврами

легионы несут таблицы с названиями покоренных городов.

…На правом берегу Тибра расположен замок Святого Ангела. Эта

усыпальница императоров называлась Адриановой башней, по имени ее

основателя. Но в 16-м веке башня была переименована Статуя Андриана,

стоявшая на вершине замка, по велению папы римского, была заменена

мраморной статуей архистратига Михаила. А случилось это вот по какому

приказу.

В 6-м веке В Риме свирепствовала моровая язва, и жители города в страхе

и трепете молились о своем спасении. Римским папой был святой Григорий

Двоеслов. Он, поднял икону Божьей матери, крестным ходом стал обходить

город. Когда крестный ход переходил через мост, направляясь к Ватикану, над

башней Адриана послышались голоса певших ангелов:”Аллилуйя: воскреси якоже

рече, аллилуйя”. Проникнутый благоговением народ пал ниц, а святитель

обратился с мольбой к иконе Божьей Матери:”Моли бога о нас, аллилуйя”. И

удостоился видеть благословенное явление Ангела Божьего, вкладывающего

смертоносный меч в ножны. Язва в тот час прекратилась.

В воспоминание об этом чуде в верхней части башни сооружена церковь

во имя Архангела Михаила, в конце 17-го века взамен прежней мраморной

статуи вылито бронзовое изображение архангела, вкладывающего меч в ножны.

Чудотворная икона находится теперь в базилике Божьей Матери Маджиоре.

Колизей.

[pic]

В первом веке до нашей эры полубезумный император Нерон приказал

своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки

дворца гордо названного “Золотым домом Нерона”, занимали склоны трех из

семи Римских холмов: Целия, Опия и Палатина. Территория дворца была так

велика что современники с горечью шутили тогда: “…римлянам остаётся

только одно – переселиться в соседний Вейн”.

Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-ти

этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного

Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и

наполнить его солёной водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти

императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями

и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости,

которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы,

а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая;

днём и ночью она непрерывно совершала круговое движение на подобие

Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами,

пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся

сфера потолка с нарисованными звёздами.

После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий

разрушил дворец, расплавил статую а на месте искусственного моря заложил

фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 тыс.

человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия

Флавиев больше прежней заботиться о своих гражданах, и поэтому постройке

было дано название “ амфитеатр Флавия “, но римляне зовут его Колизеем. О

том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов

и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.

Своё название Колизей получил от латинского слова “colossus”, что

означает “ великан “. Императоры Веспасиан и Тит, бывавшее на Востоке и

находившееся под впечатлением от громадности и величия египетских

пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и

грандиозный.

Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80-ти арках, над

которыми поднимались арки меньшего размера. Двести сорок огромных арок в

три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались

сводчатые галереи – места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый

взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет.

Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки

по- разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.

Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри

поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в

амфитеатр толпу.

В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон

для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная

система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент,

защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.

В первом ярусе стояли полу колонны дорические (отдалённо

напоминающие Парфенон), во втором ярусе – ионические (немного похожие на

Эрехтейон), на третьем ярусе – коринфские с кудрявыми, украшенными

листвой капителями. О происхождении коринфских колон древняя легенда

рассказывает так.

…В городе Коринфе жила молодая и прекрасная девушка. Она была

обручена, и до свадьбы оставалось совсем немного времени. Но свадьбе не

суждено было состояться: девушка внезапно заболела. Вылечить её не

удалось, и вскоре по улицам Коринфа вместо весёлой свадебной процессии

двигалось в полном молчании траурное шествие.

После похорон кормилица девушки собрала все драгоценности и

безделушки покойной, сложила их в корзину, прикрыла крышкой и отнесла на

могилу.

Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа. Сквозь плетёное дно

они проникли в корзину, но тяжёлая крышка не позволяла им расти вверх, и

тогда тонкие завитки растений стали извиваться по сторонам.

Случайно в Некрополь зашел известный скульптор Каллимах. Обрамлённая

листьями корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенес этот

рисунок на капители колон.

В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй,

высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью

исполнения, а так же величиной, количеством и богатством материала. Если

в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного

человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их

правильными рядами в одинаковых арочных проёмах вдоль бесконечно

эллиптического фасада.

Арена Колизея имела деревянный обычно засыпанный песком пол, который

мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью

проведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались

навмахии – настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.

В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался

сто дней подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты,

по которым счастливцы получили самые разнообразные подарки – от 10

головок салата до 10 фунтов золота. Публику обносили корзинами со

съестным – домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами.

В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава

сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. В Греции театры обычно

строили на лоне природы – на склонах холмов, и предназначались они для

постановки пьес, связанных с самой жизнью, с её буднями и суетными

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать