Русская культура в начале XX века

характера будущих перемен и т.д.). Осваивалось и культурное наследие

прошлого. Из него отбирались факты, которые могли иметь «пророческий»

характер. Этими фактами широко оснащались и письменные и устные

выступления.

По характеру своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в

то время в направлении все более глубокой трансформации непосредственных

жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было не

установление реальных связей и зависимостей, а постижение «потаенного»

смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого метода поэтов

символизма, их поэтики, если брать эти категории в условных и общих для

всего течения чертах.

Девятисотые годы - время расцвета, обновления и углубления

символистской лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти

годы соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни

по влиянию на читающую публику.

Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах

поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них

очень скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим

на это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному

«эзотерическому»* языку, другие избегали его. Школа русских символистов

была в сущности достаточно пестрым объединением, тем более, что входили в

нее как правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой индивидуальностью.

Коротко о тех людях, которые стояли у истоков символизма, и о тех

поэтах, в чьем творчестве наиболее ярко выражено данное направление.

Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий Мережковский,

начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем

стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и «религиозной

общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался в народнической

идеологии и стал теоретиком и практиком декадентской поэзии, проповедником

идей Ницше и индивидуализма. В период революции 1905 года в стихах Минского

снова появились гражданские мотивы. В 1905 году Н.Минский издавал газету

«Новая жизнь», ставшую легальным органом большевиков. Работа

Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской

литературы» (1893) являлась эстетической декларацией русского декадентства.

В своих романах и пьесах, написанных на историческом материале и

развивающих концепцию неохристианства, Мережковский пытался осмыслить

мировую историю как вечную борьбу «религии духа» и «религии плоти».

Мережковский - автор исследования «Л.Толстой и Достоевский» (1901-02),

которое вызвало огромный интерес у современников.

Другие - например, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт (их еще иногда

называли «старшими символистами») - рассматривали символизм как новый этап

в поступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и во

многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии В.Брюсова

присуща историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность

образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта - культ Я, игра

мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного

«солнечного» начала; музыкальность.

И, наконец, третьи - так называемые «младшие» символисты (Александр

Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) - были приверженцы философско-

религиозного понимания мира в духе учения философа Вл.Соловьева. Если в

первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1903)

встречаются часто экстатические* песни, которые поэт обращал к своей

Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная радость» (1907) Блок явно

идет к реализму, заявляя в предисловии к сборнику: «Нечаянная радость» -

это мой образ грядущего мира». Для ранней поэзии А.Белого характерны

мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»),

формальное экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на

культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция

творчества - религиозно-эстетическая.

Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту

именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов

рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства;

К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин

человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть

разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та

основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить

человеческую личность.

Рассмотрим более подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих

теоретиков символизма.

Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В его поэзии контрастно

сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания,

картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу

стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый поэт-

символист.

Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей

платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в

...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм; до

него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы

нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его

нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм - в

сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм

(пассеизм) его нарушает в сторону формы.

Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания

от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема

конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм). «Реализм,

романтизм... проявление единого принципа творчества» - в символизме»[5].

Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу

принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914),

«Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых

характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета,

свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования.

Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной

догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока, или

импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо больше

имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью «точной и нагой»

Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь заменила ассоциация,

которая стала главным поэтическим средством не только Белого-поэта, но и

Белого-прозаика, и даже Белого-критика и публициста. Математически точно

рассчитанное употребление слова и словесного образа постоянно

взаимодействует у Белого со стихией его лирического «я», в которой

господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало.

Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство -

чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца света».

Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои произведения,

им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и своего творчества

- идею братства всех людей на свете, идею духовного родства, которое

перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных различий и

социального антагонизма, давши в итоге возможность людям - каждому человеку

в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить себя, индивидуальные

особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы.

Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким

гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим

максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей и

пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в

котором оказалось человечество, наконец самим характером своей личности -

нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на высоты

великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в историю ХХ

века.

Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр

Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необычайно

богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической

любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с широтой и

проникновением гения вместил в своем творчестве Блок.

Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году.

Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона:

реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и

откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным

влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской

поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя

дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны.

Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе

новые пути, которые лишь намечались в первой его книге.

Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого перелома в музе

поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего

«приближение вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости

Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность

А.Блока... Второй сборник стихов Блока интереснее, пышнее первого. Как

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать