Черный флаг приняла часть пропагандистских и боевых групп анархистов,
которые работали как внутри, так и вне структур рабочего движения.
Некоторые из них прибегали к тактике отчаяния - "пропаганде действием"
(покушениям, бросанию бомб и т.д.) - вроде полумифической группе "Черная
рука" в Испании. Повсеместного распространения черное знамя в конце 19 -
начале 20 вв. не получило. Оно пользовалось популярностью во Франции, в
России, Польше, Германии, Италии и ряде других стран, а также в Северной
Америке, куда его привезли иммигранты из Европы.
Анархистское красное знамя сохраняло популярность в романских странах
Европы, в Латинской Америке, в Скандинавии, на Дальнем Востоке... Абсолютно
все анархо-синдикалистские и революционно-синдикалистские профсоюзы мира, а
также часть анархистских групп ("Фридом" и Социалистическая лига в
Британии, младосоциалистические клубы в Швеции, Норвегии, Дании и др.)
предпочитали красные флаги.
Современное диагональное красно-черное знамя появилось только в начале
30-х гг. в Испании и во Франции. В Испании спор о флаге шел с 1919 г. и
имел теоретическую подоплеку о роли профсоюзной работы. В центре дискуссии
оказались две анархистские группы из Барселоны - "Красное знамя" и "Черное
знамя". Первая из них издавала одноименный журнал и в 1919 г. стала
инициатором создания Иберийской анархистской коммунистической федерации,
имевшей также секции во Франции. Эта группа подчеркивала важность
профсоюзной организации. Вторая группа держалась в стороне от профсоюзной
борьбы и занималась радикальной пропагандой. Противоречия между ними
сохранялись до 1930 г. С падением монархии в Испании для анархо-
синдикалистской работы открылись новые перспективы; прежний спор устарел.
27 апреля 1931 г. в помещении профсоюза строителей в Барселоне
собрались представители Национальной конфедерации труда (НКТ) и Иберийской
анархистской федерации (ФАИ), чтобы обсудить подготовку к первомайской
демонстрации и, в частности, решить, под каким же знаменем выступать.
Представитель группы "Черное знамя" Гарсия Оливер предложил объединить
черное ("анархистское") и красное ("синдикалистское") знамена в одно. Так и
было решено. 1 мая 1931 г. - спустя сто лет после поднятия черного знамени
- анархо-синдикалисты вышли на демонстрацию под красно-черным флагом. К
середине 30-х гг. он распространился во всех странах, где имелись
анархисты, и заменил собой прежнее, красное знамя анархо-синдикалистов.
Даже Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), традиционно
выступавшая под красными знаменами, приняла новый флаг. Анархо-синдикалисты
сохранили черное знамя только на Дальнем Востоке, где это было связано с
собственными традициями. Красный флаг сохранили синдикалисты из
"Индустриальных рабочих мира" (ИРМ), которые с 1970-х-1980-х гг. стали
помещать на него эмблему черной кошки - синдикалистского символа
нелегальной стачки. Некоторые группы ИРМ имели и черные знамена, поскольку
официального флага в ИРМ нет.
Уже до второй мировой войны эмблема М.А.Т. также претерпела изменения:
знамя стало красно-черным, с него исчез девиз, из эмблемы были удалены
лишние детали, а изображение рабочего приобрело более четкие стилизованные
очертания.
Классическое ныне красно-черное знамя представляет собой полотнище,
разделенное по диагонали на две половины. Чаще всего, верхняя половина
красная, нижняя черная; иногда встречается и обратное расположение полос.
Активный, энергичный, агрессивный красный цвет символизирует решимость
анархо-синдикалистов бороться за социальную революцию. Черный цвет - символ
свободы, отрицания всего, что ограничивает ее или мешает ее осуществлению
через осуществление идеалов анархизма.
Несиндикалистские анархисты продолжали поднимать по преимуществу
черные флаги. С появлением в 1964 г. эмблемы в виде буквы "А" в круге, она
стала помещаться и на черных знаменах анархистов. Ее изображают либо в
верхнем углу у древка, либо в центре полотнища. Эмблема обычно красного или
белого цвета.
Красный и черный цвета служат символами и нового левого "автономного
движения", появившегося в Европе в 70-е гг. Его участники считают себя
стихийными анархистами. Среди них распространены красное знамя с черной
звездой, черное знамя с черепом и костями и красное либо черное знамена с
эмблемой движения за захват пустующих домов ("сквоттеров") - молнией в виде
буквы "N" в круге. Происхождение этого последнего значка не установлено;
предполагают, что он появился в 70-е гг. в Нидерландах.
Традиционная цветовая символика китайского костюма
Многим известны достижения буддистов и даосов в области коррекции
психосоматики человека. Но не все знают, что еще в добуддистском Китае
Конфуцием были разработаны и описаны способы коррекции психофизического
состояния человека с помощью одежды, ее покроя, цвета, орнамента и
украшений с оккультной символикой... Эти принципы легли в основу китайского
национального костюма. Но так как разумное правление в Китае было далеко не
всегда (в период династии Мин многие знания в этой области были утеряны),
принципы ритуального двучастного китайского костюма были почти забыты. К
ним очень серьезно относились в буддизме и даосизме. Внимание к
повседневной жизни человека, к его изначальной природе, лежащее в основе
этих систем, не могло обойти область одежды, которая, как и все окружающие
предметы, должна была способствовать внутреннему сосредоточению. Как? Будем
исходить из философских принципов древнего Китая.
Итак, жил-был костюм. Поскольку он был ритуальным и самым старым в
семье китайской национальной одежды костюмом, его очень уважали. Было ему,
чем гордиться - ведь его создавали великие мудрецы Поднебесной и носил сам
Сын Неба (император). Костюм уподобляли храму, так как символика его
структурной системы была очень схожа. "Я так же важен в государстве, как и
храм",- говорил он. "Я помогаю императору управлять государством, ученикам
и монахам - успокаивать мысли и сосредоточиваться для преодоления испытаний
на пути к просветлению, я защищаю путников от холода и ветра, а мастерам у-
шу не мешаю плавно и красиво двигаться и наносить точные удары. Мои
создатели уподобили человеческие взаимоотношения отношениям между Небом и
Землей".
Из древневосточной легенды мы знаем о существовании горы Суньшань или
Куньлунь. Она служила связью между Небом и Землей. Отсюда - часто
встречаемое изображение горы на узорах из облаков, окруженной двенадцатью
зернами риса (символ зависимости земледелия от двенадцати месяцев года и
двенадцати созвездий Зодиака). Дракон считается повелителем дождя и
воплощением "ян" (Небо). "Ян" сливается со стихией "инь" (Вода) - дракона
изображали парящим в облаках, играющим пылающей жемчужиной, рождающей
молнии. Дракон, как и дождь,- символ союза Неба и Земли. Взаимодействие
двух противоположных начал являются причиной круговорота пяти стихий,
каждая из которых имела свой цвет и время года. На этом была основана
цветовая символика в одежде, ставшая государственным ритуалом во времена
Конфуция.
Стихии дерева соответствовал зеленый цвет (весна), огню - красный
(лето), металлу - белый (Осень), воде - черный (зима). Существовавшие в
Китае праздники встречи каждого нового времени года происходили в
обстановке, когда весь двор и все государственные чиновники были обязаны
надеть одежду того цвета, который соответствовал встречаемому времени года.
Праздник конца лета, когда созревал хлеб, считался праздником Земли.
Символическим цветом этого праздника был желтый. Существование других
оттенков и других цветов объяснялось чередованием пяти элементов по
принципу взаимного "покорения": огонь "покоряет" (плавит) металл - красный
и белый дают розовый, металл рубит дерево - белый и зеленый дают бирюзовый
и т.д.
Помимо цветовой символики существовала система аллегорических
изображений животных и птиц, которая помимо идеологического имела еще и
социальное значение. Гражданские чины обозначались символами различных
птиц, а военные - символами животных в иерархической последовательности.
Цвет в государственной символике Якутии
Республика Саха (Якутия) имеет отвечающие ее статусу Государственный
герб и Государственный флаг. Их проекты были одобрены на XV и XVI сессиях
Верховного Совета, то есть соответственно: флаг - 14 октября 1992 года,
герб - 26 декабря того же года. Тогда же появились и были введены в
действие специальные законы о флаге и гербе, разработаны их статусы.
Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой,
означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый -
любимые цвета саха также соответствуют общепринятым представлениям о
чистоте чувств и помыслов людей. А темно-красный цвет, заимствованный с
наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.
Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике
символическим значениям цветов. А подсказаны они географическими и
климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.
По мифологии саха считают себя "детьми белого солнца". На флаге сразу
обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба.
Под ними узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в
сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту
Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и
помыслов народов, породненных Севером. Зеленый цвет - символ плодородия,
возрождения, символ дружбы и братства. Это - короткое яркое лето, цвет
таежных просторов, а также олицетворение тюркского происхождения народа
саха, давшего название республике. Красный цвет - не только символ
жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение
красного цвета в сочетании с белым и зеленым является характерным и для
народного прикладного искусства Якутии.
Основы цветовой символики
в игровых гербах и знаменах
Вообще, для чего команде (отряду, рыцарю, клану и др.) иметь знамя,
герб, и прочую атрибутику? Ну, во-первых, в любой команде должна быть какая-
то своя идеология, своя история, и, наконец, своя святыня, поругание
которой может послужить прекрасным поводом для объявления священной войны,
и прочих интересных вещей.
Общие правила составления такой необходимой вещи необходимы для того,
чтобы при одном взгляде на штандарт вашей команды все сразу поняли, кто вы
такие, и каких жизненных принципов придерживаетесь. (То есть, если на вашем
гербе изображен дракон, раздирающий пасть льву, и все это на фоне
скрещенных мечей и прочих агрессивных символов, то, наверное, вы крутые. И
вряд ли стоит брать такой герб простой мирной деревушке...)
Основные правила составления:
Начну с личных гербов, которые, как показывает опыт, можно прекрасно
использовать и в качестве городских, и для общекомандных штандартов.
Основой всякого герба, безусловно, считается щит. Известны пять форм
западноевропейского щита. По правилам теоретической геральдики дамы и
девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами.
Цвета. Обычно использовались те цвета, которые легче было
воспроизвести. Светлые цвета чередуются с темными, чтобы все они хорошо
выделялись. Из светлых цветов используются желтый и белый. Их называют
металлами—золотом (ор) и серебром (арджент). Остальные цвета изображались
при помощи эмали (финифти). Это — черный (траур), красный (гюльз), синий
(лазурь), зеленый (верт) и пурпурный. Одно из основных правил — не
разрешается накладывать металл на металл и финифть на финифть. (То есть не
рисовать золотом по серебру, серебром по золоту и проч.) Действительно,
даже при том, что сейчас вы вряд ли будете использовать позолоту, думайте о
том, чтобы цвета были контрастными, и старайтесь придерживаться этого
правила.
Символика красок. А теперь, в качестве дополнения предлагаю некоторые
цветовые нюансы. Определения эти не геральдические, а символические, и обще-
ассоциативные. Красный — символ крови, огня и храбрости. С одной стороны он
символизирует радость, красоту, любовь, с другой — войну, месть и вражду.
Также обозначает власть и величие. Черный — траур, несчастье, с одной
стороны и благородство с другой. Является эмблемой тайного и неизвестного.
Синий — цвет неба и моря. Также символизирует чистоту и вечность. В языке
геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность.
Зеленый — цвет травы и листьев. Юность, надежда и веселость. Белый
(серебро)—благородство, чистота, непорочность. Желтый (золото)—в древности
воспринимался как застывший солнечный свет. Богатство, власть и слава.
|Флаг Армии Спасения |[pic] |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Форма и атрибутика Армии Спасения глубоко символичны. Они
предназначены для того, чтобы проповедовать без участия проповедника. Сами
за себя.
Синий цвет - цвет Неба, чистоты: Символ святости Бога-Отца.
Красный цвет - символ пролитой крови Иисуса Христа.
Желтый цвет - символизирует огонь Духа Святого.
Три цвета, которые используются во флаге, присутствуют почти в любом
представлении Армии Спасения. Это, так называемые, цвета Армии. На самом
деле - это вновь свидетельство о трех основополагающих утверждениях (см.
флаг):
Синий - ВЕРА, Бог, Небо. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6)
Красный - СПАСЕНИЕ, Христос, Кровь, Голгофа. "Без пролития Крови не бывает
прощения" (Евр.9:22)
Желтый - СВЯТОСТЬ, Дух Святой, Огонь, очищение. В свое время (при основании
Армии Спасения) доктрина о святости в нашем понимании была уникальной.
Армия Спасения одна из первых христианских церквей, которая стала
утверждать, что святость доступна каждому человеку. В настоящее время
никому и не сможет придти в голову нечто другое, но...