правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными
мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками)
рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность
пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы
сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от
этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно
окантовывают и застекляют в раму. Так называемая “чистая пастель”
выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели
можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или
рукой. (Широко известны произведения, выполненные в технике пастели,
зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна, Э. Манэ (1832-
1883), Э. Дега (1834 - 1917). В России - И. И. Левитан (1860 - 1900), В. А.
Серова.)
Соус - жирные черные палочки циллиндрической формы диаметром 8-10 мм.
обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спресованного
порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами,
пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом
кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи,
применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного
волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и
других.
Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и
наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных
деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.
На грани живописи и графики находится не только пастельная
техника, но и техника акварели и гуаши.
Акварель - от латинского aqua - вода - краски, обычно на растительном клее,
разводимые водой. Работы выполненные непрозрачной акварелью с примесью
белил появились еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века - в
Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на
папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси
акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов,
заглавных букв в рукописях), а затем и в создании миниатюрных работ, при
ручной расскраске печатных книг. Чистая акварель - без примеси белил -
получила широкое распространение в начале 15 века. Ее основные качества -
прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы
(главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета.
Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в
построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи
(богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы
акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности
изображения. В акварель выполняемую кистью часто вводится рисунок пером или
карандашом. В 15 - 17 веках акварель имела прикладное значение и сужила
главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов. Со второй
половины 18 века акварель стала широко применяться для создания пейзажей,
так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные
наблюдения, а воздушность этой техники облегчает передачу атмосферных
явлений. В конце 19 века в Италии возникла манера плотной многослойной
акварели по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени,
цвета и белого фона. (В России в такой манере работали К. П. Брюллов, А. А.
Иванов). В конце 19 - начале 20 века все чаще стали употреблять акварель в
сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.
Гуашь - от итальянского guazzo - водяная краска - краски, состоящие из
тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный
крахмал) и примесью белил. От названия краски берет название и техика.
Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге,
картону, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда
для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать
белила. Гуашь широко использовалась уже в средние века в искусстве многих
стран Европы и Азии для выполнения книжных миниатюр, а начиная с эпохи
Возрождения - также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, а позже
- для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок
в середине 19 века способствовало окончательному обособлению гуаши от
акварели. В России техника гуаши достигла высокого развития в конце 19 -
начале 20 века в творчестве В. А. Серова, А. Я. Голована, С. В. Иванова и
других художников, которые применяли гуашь при работе над большими
станковыми произведениями, используя ее особенности (плотность и матовость
тонов) для достижения декоративных эффектов. По технике гуашь ближе к
акварели, а по художественному воздействию - к пастели. В настоящее время
гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной
графики, эскизов и декоративных работ.
Рассматривая различные виды графических работ, я все ближе и ближе
подошла к живописи, но также в процессе рассмотрения выявились основные
отличия графики от живописи:
. огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в
природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-
либо инструментом - будь то резец. карандаш или кисть, либо создается
соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в
акварели и гуаши);
. графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого,
контаст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не
случайно основой графических работ чаже всего является бумага - она
предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка
фона);
. графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то
она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую
роль;
. графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы,
нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности
работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;
. графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна
(часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).
Последние два пункта вступают в некоторое противоречие - с одной
стороны графическое произведение наиболее полно отражает характер
художника, с другой стороны - графика более декоративное, декоративно-
прикладное искусство, нежели станковое произведение. Здесь стоит привести
некоторый пример, в котором соседствуют обе эти черты, отнюдь не
взаимоисключая друг друга, а наоборот друг друга взаимодополняя. В качестве
этого примера хотелось бы привести творчество гениального английского
графика, одного из основоположников стиля модерн Обри Винсента Бардслея
(1872-1898).
Созданное этим художником, до сегодняшнего дня продолжает
существовать как уникальный памятник книжной иллюстрации и дизайна
(иллюстрации к "Саломее" Оскара Уайльда, рассказам Эдгара По, "Лисистраты"
Аристофана, а также многочисленные виньетки, эскизы обложек и титульных
листов).
Сперва Бердслей набрасывал композицию карандашом. в общих чертах,
покрывая бумагу на первый взгляд каракулями, которые постоянно стирал и
потом снова наводил, пока гладкий бумажный лист не превращался в решето от
резинки и перочинного ножа; по этой-то шерохоатой поверхности он и работал,
золотым пером, оставляя тонкий след тушью, часто совершенно игнорируя
сделанные до того линии, потом тщательно вычищаемые. Таким образом все
зарождалось, репетировалось, исполнялось на одном и том же листе. Бердслей
отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И
никаких полутонов. Линия приобрела удивителньную силу. Только черное и
белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.
В работах Бердслея - его характер, его собственное видение
окружающего мира. Как например, все шестнадцать рисунков к "Саломее"
самостоятельны и не связаны с текстом, но тем не менее трудно найти более
точный комментарий к духу и стилю Оскара Уайльда и трудно найти в мировом
искусстве библейскую Саломею более выразительную, хотя Бердслей и надевает
на нее парижскую шляпу, а в финале хоронит ее в серебряной пудренице.
В качестве небольшого заключения - опять-таки сугубо личное мнение,
собственные наблюдения:
Человек иногда напевает что-то свое, если у него легко на душе, пишет
стихи, если испытывает, например, чувство влюбленности. Но обращал ли
каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под
рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш и лист бумаги? Возникают
странные образы - лица, фигурки, просто композиции из линий. Проведена
кривая - и рождается странный образ птицы - изгиб крыла... Даже простой
непрофессиональный рисунок - уже отражение внутреннего мира человека, его
мыслей, состояния души. Так и в высокохудожественных графических работах
через изгиб линий, стиль штриха, форму пятна отражается как внутренний мир
художника так и восприятие автором мира окружающего.
Маленький совет:
Если у Вас не получается что-то сказать человеку, показать жестами -
проведите несколько линии, и они откроют Вашу душу собеседнику.
Используемая литература:
Виппер Б. Р. "Статьи об искусстве". Москва, 1970.
Дмитриева Н. А. "Краткая История Искусств". Москва, "Искусство", 1989.
Карцер Ю. М. "Рисунок и живопись". Москва, "Высшая школа", 1992.
"Краткое теоретическое введение к курсу истории искусства", Москва, 1987
"Обри Бердслей". Москва, "Игра-техника", 1992.