Стивен Спилберг

объектами которых стали: ночное небо, крушение игрушечного поезда и

соседский щенок, напугавший его; постепенно он научился определять

выдержку, менять метод съемки и продумывать сюжет. Например, уже тогда он

понял, что крушение поезда можно показать более интересно, если снять его с

разных сторон и под разными углами.

В 1961 году он снял свой первый фильм по сценарию (продолжительностью 40

минут), называвшийся «Бегство в никуда», а затем, в течение нескольких лет,

сделал еще 15 коротких фильмов (большинство которых теперь утеряно); чтобы

иметь деньги на пленку, он работал в свободное время на побелке

апельсиновых деревьев. В этих первых любительских фильмах Стивен уже

попробовал (хотя и в примитивном виде) применять монтаж и дублирование.

Отцовская 8-мм кинокамера целиком перешла в его распоряжение, и он решил

снимать научно-фантастические фильмы, в сюжетах которых использовал

рассказы и научные объяснения отца.

Летом 1953 года отец приехал домой среди ночи, посадил всю семью в старый

джип и вывез за город, в поле, где несколько сот горожан наблюдали

метеоритный дождь. Это было незабываемое зрелище!

Тема звездного неба и его тайн навсегда запала в душу Стивену. В 16 лет

он снял любительский фильм — целую киноэпопею продолжительностью в 2,5

часа, называвшуюся «Огненный свет»: в ней рассказывалось о группе ученых,

исследовавших таинственное свечение ночного неба; роли в фильме исполняли

все члены семьи.

Отец арендовал на один вечер кинотеатр в Фениксе, и фильм показали всем

желающим; его съемки обошлись в 500 долларов, а чистая прибыль составила

100 долларов; это был первый кассовый успех будущего миллиардера и

киномагната.

Попутно Стивен обнаружил, что новое занятие укрепляет его позиции в

школе; снимая фильм «Боевой отряд», он дал одну из ролей своему самому

настырному сопернику, и тот заделался его лучшим другом и защитником.

В одном из фильмов телесериала «Удивительные истории», называющемся

«Главный аттракцион» (по сюжету Стивена Спилберга), рассказывается о том,

как дом одного ученика, тщеславного и нечестного малого, попадает под

метеоритный дождь, и этот тип оказывается «намагниченным», так что к нему

притягивает девицу из их класса, грубую и неприятную особу, тоже испытавшую

влияние этого небесного явления; теперь они — всюду вместе; она в него

влюблена, а он ее не переносит и старается отделаться от нее всеми

способами, но тщетно: неведомая сила связывает их вместе как две половинки

магнита. Герой многих фильмов этого телесериала напоминает Стивена, когда

он был подростком: он проводил долгие часы, погрузившись в свой собственный

мир; фильмы, которые он теперь снимал, имели продуманный сюжет, сценарий,

план съемки и план монтажа. Именно в это время у него зародился замысел

фильма «Инопланетянин», в котором главным героем стал пришелец из Космоса —

его давний придуманный «друг», персонаж его детских фантазий.

Спилберг не любил школу, и именно там ему пришла в голову почти циничная

мысль о том, что он может достаточно легко манипулировать людьми с помощью

своего нового искусства, используя его позитивные и негативные стороны.

Кроме того, он стал показывать свои фильмы за плату, превратив гостиную в

кинозал на дому; мать и сестры продавали зрителям попкорн и лимонад.

Пробившись в кинопроизводство и получив должность кинорежиссера, Спилберг

начал с постановок телевизионных фильмов. Его первой работой на студии

«Юнивёсал» стала режиссура одного из фильмов телесериала Рода Селинга

«Ночная галерея»; фильм назывался «Глаза»; главную роль в нем играла

известная Джоан Кроуфорд, которую все боялись. Судьба подшутила над

Спилбергом: в первой же работе ему пришлось иметь дело с одной из самых

блестящих «звезд» Голливуда, да к тому же это был ее дебют на телевидении;

позже, как известно, Спилберг избегал давать роли «звездам» в своих

фильмах.

Из всех первых телевизионных фильмов Спилбергу лучше всего удались две

серии, которые он снял для «Психиатра». Работа оказалась интересной,

пришлось даже подправить сценарий, и ему это удалось, хотя это был

настоящий вызов традициям! Продюсером телесериала был Джерри Фридман,

имевший собственный штат работников на киностудии: своих сценаристов,

режиссеров, технических специалистов; все это были его знакомые, люди,

специально приглашенные из колледжей или из восточных штатов, традиционно

славившихся специалистами высокого класса.

Спилберг был для Фридмана молодым человеком без репутации, и все же тот

его заметил и дал работу: «Сделай-ка мне пару серий для «Психиатра», —

сказал он Стивену и попал прямо в точку: в первой серии говорилось о

мальчике шести лет, «затерявшемся в мире фантастики и комиксов», и это было

как раз то что нужно для Спилберга. Во второй серии, вышедшей сразу же

вслед за первой, рассказывалось о профессиональном игроке в гольф, попавшем

в больницу, где его навещают друзья по клубу; они принесли ему в подарок

лунку, выкопанную прямо на площадке, вместе с землей и с травой. «Югу сразу

же расплакался - не только потому, что вошел в роль, но и просто как

человек. Когда камера двинулась к нему, он ударился в слезы, теребил траву,

размазывая грязь и благодаря друзей за такой замечательный подарок. Сцена

получилась очень удачной, хотя и не планировалась в таком виде. В столь

большой работе трудно все предусмотреть заранее, однако чем больше

случается таких находок — тем ярче выходят характеры героев и тем

интереснее смотрится фильм!» Спилберг всегда скрупулезно обдумывает и

планирует свои фильмы, тем не менее он охотно импровизирует с исполнителями

во время съемок.

Авторы сценария первого фильма телесериала «Коломбо» Уильям Линк и Барри

Левинсон написали для Спилберга также сценарий телефильма «Дикарь»,

содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко отозвался о режиссерском

мастерстве Спилберга («А еще говорят, что этот молодой человек не знает

людей!»), а Линк назвал работу Спилберга «поразительно талантливой»,

«заряжающей всех участников съемок».

В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого

подобного же фильма — «Заклинатель» (1973 г.), поставленного по сценарию

Роберта Клауса, написанному еще до выхода фильма Уильяма Фридкина. Сразу

два обстоятельства способствовали здесь успеху Спилберга: во-первых,

отлично сыграл молодой Джонни Уиттекер, известный по фильму «Семейное

дело»; Спилберг показал немалый талант в работе с юными актерами и добился

выдающихся результатов. Во-вторых, режиссер очень удачно использовал

световые эффекты: «Свет напоминает мне магнит: он может притягивать и

отталкивать зрителя, можно показать сцену в волшебной обволакивающей дымке,

а можно резко осветить, и она станет пугающей. Еще ребенком я узнал, как

сильно можно испугать, если внезапно выключить свет!» В фильме «Нечто злое»

был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих окон», создававший

впечатление «адского пламени», окружающего дом: «Когда кто-либо проходил

мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь в свете, который был очень

ярким. Все выглядело так, как будто весь дом был охвачен белым слепящим

огнем, и впечатление получилось очень сильным!»

Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое мастерство и

деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда, поставив

телевизионный художественный фильм, получивший такой успех, что его

выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина «Дуэль» -

75-минутный рассказ об обычном американце, жителе пригорода, которого

преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на фильм не

обратили внимания, но когда его, в расширенном варианте, показали на

Каннском кинофестивале, то он очень понравился самой Дилис Пауэлл, слывшей

главным авторитетом среди британских кинокритиков и убедившей посмотреть

его всех членов жюри.

Вслед за фильмом «Дуэль» вышли еще два телефильма. В 1972 году Спилберг

сделал картину «Нечто злое» — «фильм ужасов» об одной семье из Нью-Йорка,

купившей за городом дом с привидениями, в котором их дети стали жертвами

демонических сил.

Учитывая успех, выпавший на долю фильма «Дуэль» в Европе в 1973 году,

студия «Юнивёсал» предложила Спилбергу поставить для большого экрана фильм

«Экспресс в Шугарленд», вышедший в 1974 году. Критики тоже приветствовали

успех Спилберга и отметили его как представителя нового поколения

кинематографистов. Не все из этих молодых режиссеров, новых «детей кино»,

сумели сделать карьеру; но Стивен Спилберг, как и Фрэнсис Форд Коппола,

Брайан Де Пальма и Джордж Лукас, смог это сделать.

Закрепив свой успех на большом экране, одержанный благодаря работе для

телевидения, Спилберг снова вернулся к постановкам телевизионных фильмов,

выпустив в середине 80-х годов антологическую серию картин «Удивительные

истории».

К середине 80-х годов Спилберг стал ведущей фигурой в той группе

режиссеров и продюсеров, которые могли позволить себе сделать любой фильм,

какой только пожелают.

Стивен Спилберг сумел обеспечить себе очень прочные и неуязвимые позиции

в сложной системе Голливуда. Казалось бы, это дает ему возможность делать

такую продукцию, которую называют «авторским кино». Впрочем, Спилберг и

раньше играл решающую роль в создании тех фильмов, которые сделали его

киномагнатом и позволили создать в 1984 году собственную студию «Эмблин эн-

татейнмент»; и тем не менее, он решительно избегает называть свои фильмы

«авторскими», высказываясь, например, так: «Я думаю, что все начинается с

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать