Светочи России и Чувашии
Министерство труда и социального развития РФ
Московский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Юридический факультет
Контрольная работа
по предмету: Отечественная история
на тему: Светочи России и Чувашии
Выполнила:
студент 1курса заочного отделения
группы ЗЮ-11
Научный руководитель:
профессор
Васильев Егор Васильевич
г. Чебоксары 2004г.
Оглавление
Введение с 3 – 4
I Светочи России с 4 - 19
II Художник Репин И.Е. с 19 – 22
III Светочи Чувашии с 22 - 27
IV Художник Овчинников Н.В. с 27 - 29
Заключение с 29
Список использованной литературы с 30
Введение
XIX век называют «Золотым веком» русской культуры. Это время
культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-
политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств,
то в достижениях культуры она не только шла вровень с ними, но и часто
опережала.
В начале XIX века в живопись наряду с классицизмом с его
мифологическими и библейскими сюжетами пришло романтическое направление,
представители которого проявляли большой интерес к личности и внутреннему
миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра.
Культура этого времени развивалась на фоне все возрастающего
национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко
выраженный национальный характер. Огромное влияние на живопись, литературу,
театр, музыку оказала Отечественная война 1812 года, которая ускорила рост
национального самосознания русского народа. Однако консервативные тенденции
в политике сдерживали развитие культуры. Правительство явно боролось с
проявлениями передовой общественной мысли.
Социально-экономические изменения в стране, вызвавшие проведения
радикальных либеральных преобразований, обусловили формирование новых
общественных отношений, произвели подлинный переворот не только в
социальной, но и духовной жизни всех россиян, охватив широкие массы народа.
Вторая половина XIX века являлась закономерным продолжением «Золотого века»
отечественной науки и культуры. Творения российских ученых и мыслителей,
писателей, художников и музыкантов, ставших признанными корифеями мировой
классики, прочно вошли в сокровищницу человеческой цивилизации.
На рубеже XIX-XX веков в духовной жизни России появились тенденции,
связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового
осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску
новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный
историко-художественный период, который его современники называли
«Серебреным веком» русской культуры.
Светочи России
Для русского изобразительного искусства были характерны
романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.
Академия художеств стала консервативным и косным учреждением,
препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго
следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и
мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не
удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному
жанру.
Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма
Кипренский Орест Адамович(1782-1836), известен как замечательный
портретист. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский
музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической
исторической картины. Но областью, где его талант раскрывается наиболее
естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный
портрет («А. К. Швальбе», 1804), написанный в «рембрандтовской» манере,
выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами
его мастерство, — проявившееся в умении создавать в первую очередь
неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические
средства, чтобы эту характерность оттенить, — крепнет. Впечатляющей
жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные
изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н.
Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает
возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона,
символических деталей («Е. С. Авдулина», около 1822, там же). Даже большие
парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно
непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова»,
1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой
А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У
Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической
славы. «Ты мне льстишь, Орест»,— вздохнул Пушкин, взглянув на готовое
полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим
(преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы
графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой
своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи
(«Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813,
Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников
Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р.
Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15,
Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает
задушевный оттенок. Большое число набросков и текстовые свидетельства
показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой
(по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной,
или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в
аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно
как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831,
Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть
скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако
наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались
неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице»,
завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное
продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние
портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные
портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской
галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель
является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит
живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более
четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто
романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом
которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;
автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на
знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.
Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,
вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже
написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным
опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-
домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет
от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной
неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица
простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще
всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница",
"Портрет сына" и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание
перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.
Иванова "Явление Христа народу".
Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»
Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного
города Помпеи побывал этот великий русский художник. Он гулял по древним
мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая
ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и
пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день
Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. Художник
нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города,
погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута
высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их