Светочи России и Чувашии

Светочи России и Чувашии

Министерство труда и социального развития РФ

Московский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Юридический факультет

Контрольная работа

по предмету: Отечественная история

на тему: Светочи России и Чувашии

Выполнила:

студент 1курса заочного отделения

группы ЗЮ-11

Научный руководитель:

профессор

Васильев Егор Васильевич

г. Чебоксары 2004г.

Оглавление

Введение с 3 – 4

I Светочи России с 4 - 19

II Художник Репин И.Е. с 19 – 22

III Светочи Чувашии с 22 - 27

IV Художник Овчинников Н.В. с 27 - 29

Заключение с 29

Список использованной литературы с 30

Введение

XIX век называют «Золотым веком» русской культуры. Это время

культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-

политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств,

то в достижениях культуры она не только шла вровень с ними, но и часто

опережала.

В начале XIX века в живопись наряду с классицизмом с его

мифологическими и библейскими сюжетами пришло романтическое направление,

представители которого проявляли большой интерес к личности и внутреннему

миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра.

Культура этого времени развивалась на фоне все возрастающего

национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко

выраженный национальный характер. Огромное влияние на живопись, литературу,

театр, музыку оказала Отечественная война 1812 года, которая ускорила рост

национального самосознания русского народа. Однако консервативные тенденции

в политике сдерживали развитие культуры. Правительство явно боролось с

проявлениями передовой общественной мысли.

Социально-экономические изменения в стране, вызвавшие проведения

радикальных либеральных преобразований, обусловили формирование новых

общественных отношений, произвели подлинный переворот не только в

социальной, но и духовной жизни всех россиян, охватив широкие массы народа.

Вторая половина XIX века являлась закономерным продолжением «Золотого века»

отечественной науки и культуры. Творения российских ученых и мыслителей,

писателей, художников и музыкантов, ставших признанными корифеями мировой

классики, прочно вошли в сокровищницу человеческой цивилизации.

На рубеже XIX-XX веков в духовной жизни России появились тенденции,

связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового

осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску

новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный

историко-художественный период, который его современники называли

«Серебреным веком» русской культуры.

Светочи России

Для русского изобразительного искусства были характерны

романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.

Академия художеств стала консервативным и косным учреждением,

препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго

следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и

мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не

удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному

жанру.

Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма

Кипренский Орест Адамович(1782-1836), известен как замечательный

портретист. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский

музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической

исторической картины. Но областью, где его талант раскрывается наиболее

естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный

портрет («А. К. Швальбе», 1804), написанный в «рембрандтовской» манере,

выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами

его мастерство, — проявившееся в умении создавать в первую очередь

неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические

средства, чтобы эту характерность оттенить, — крепнет. Впечатляющей

жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные

изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н.

Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает

возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона,

символических деталей («Е. С. Авдулина», около 1822, там же). Даже большие

парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно

непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова»,

1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой

А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У

Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической

славы. «Ты мне льстишь, Орест»,— вздохнул Пушкин, взглянув на готовое

полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим

(преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы

графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой

своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи

(«Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813,

Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников

Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р.

Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15,

Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает

задушевный оттенок. Большое число набросков и текстовые свидетельства

показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой

(по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной,

или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в

аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно

как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831,

Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть

скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако

наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались

неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице»,

завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное

продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние

портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные

портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской

галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель

является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит

живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более

четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто

романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом

которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;

автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на

знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.

Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,

вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже

написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным

опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-

домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет

от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной

неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица

простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще

всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница",

"Портрет сына" и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание

перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.

Иванова "Явление Христа народу".

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»

Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного

города Помпеи побывал этот великий русский художник. Он гулял по древним

мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая

ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и

пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день

Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. Художник

нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города,

погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута

высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать