духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими
поэтическими образами.
Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника —
его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи
«Великолепного», фактического правителя Флоренции и его увлечение
религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания
Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем
Флорентийской республики. Рафинированное наслаждение жизнью и искусством
при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы — вот два полюса, между
которыми пролегал творческий путь Боттичелли.
Боттичелли на протяжении многих лет поддерживал дружественные отношения
с семьей Медичи; он неоднократно работал по заказам Лоренцо «Великолепного»
Особенно близок он был с двоюродным братом флорентийского правителя —
Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого написал свои прославленные
картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также сделал иллюстрации к
«Божественной комедии».
Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение
в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х—начала 1500-х
годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти
нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в
пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной экзальтации
(«Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до
иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью.
Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в
своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных
красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая
как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с
огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало. Никогда еще
художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда
еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.
Последние пять лет своей жизни Боттичелли совсем не работал. В
произведениях 1500—1505 годов его искусство достигло критического рубежа.
Упадок реалистического мастерства и вместе с ним огрубление стиля неумолимо
свидетельствовали о том, что художник зашел в тупик, из которого для него
уже не было выхода. В разладе с самим собой он исчерпал свои творческие
возможности. Всеми забытый, он прожил в бедности еще несколько лет,
вероятно, с горьким недоумением наблюдая вокруг себя новую жизнь, новое
искусство.
Со смертью Боттичелли завершается история флорентийской живописи
Раннего Возрождения — этой подлинной весны итальянской художественной
культуры. Современник Леонардо, Микельанджело и молодого Рафаэля,
Боттичелли остался чужд их классических идеалов. Как художник он полностью
принадлежал XV столетию и не имел прямых преемников в живописи Высокого
Возрождения. Однако его искусство не умерло вместе с ним. То была первая
попытка раскрыть душевный мир человека, попытка робкая и закончившаяся
трагически, но получившая через поколения и столетия свое бесконечно
многогранное отражение в творчестве других мастеров.
Искусство Боттичелли — поэтическая исповедь великого художника, которая
волнует и всегда будет волновать сердца людей.
Леонардо Да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную
личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи
(1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника
и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные
рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература,
подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его
творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.
Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от
Флоренции; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой
крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал
его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа»
фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого
Леонардо.
Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие
от мастеров XY в. Леонардо отказывался от повествовательности,
использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного
изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена
радостного материнства юной Марии.
Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок,
он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна
с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.
Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как
ученый-инженер: ни как живописец: изысканная утонченность культуры и сама
атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.
Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико
Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного
инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только
потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества
Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым
известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой,
обратился к фреске и алтарной картине.
Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты,
Леонардо удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца,
отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет, но она так и не была
отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину,
установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена
французскими войсками, захватившими Милан.
Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи
получило высокую оценку современников.
До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода.
Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте»
(1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций XY столетия: в религиозных
картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной картине
Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий
маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно
выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с
окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с
просветом в глубине - типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически
таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую
мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.
В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с младенцем»
(«Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к
большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент,
а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая
прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с
полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана
темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии.
Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не
по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.
Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо
покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во
Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал
портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо
(около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самых
прославленных произведений мировой живописи.
Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей
на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной
трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно
видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем
в обширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые
противоположные толкования созданного Леонардо образа.
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной,
таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать не возможно.
В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы . Она , по-
видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой.
Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в
знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой
изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы:
который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник.
Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал в 1517 г
во Францию и стал придворным живописцем . Вскоре Леонардо умер. На
автопортрете - рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким
скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.
О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его
рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками
Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не
только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории
искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке,