Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи

СПБГУП.

Реферат

По Истории Искусств по теме:

Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения

(Леонардо да Винчи)

Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы

Жикаренцева Елена.

СПб 2000 г.

Содержание.

1. Возрождение и Леонардо………………………………………………………..2-5

2. Леонардо да Винчи………………………………………………………………6-9

3. Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и

убеждения………………………………………………………………………10-12

4. "Тайная вечеря"………………………………………………………………...12-14

5. Список литературы………………………………………………………………15

Возрождение и Леонардо.

Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит

Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его

замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое

искусство- все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных

воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой

личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

Культура Возрождения, одним из наиболее ярких представителей которой

был Леонардо да Винчи, получила классическую по своей четкости и ясности

характеристику у Энгельса, в его введении к «Диалектике природы». «Это был,

- пишет Энгельс, - величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до

того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая

породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и

учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем

угодно, но только не людьми буржуазно- ограниченными». Подчеркивая

многогранность людей эпохи Возрождения, Энгельс приводит в качестве особо

показательного пример Леонардо да Винчи, являвшегося «не только великим

художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому

обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

В своей характеристике эпохи Возрождения Энгельс настойчиво проводит

ту мысль, что хотя в эту эпоху получило свое развитие «современное

буржуазное общество», тем не менее «герои того времени не стали еще рабами

разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы

так часто наблюдаем у их преемников»; «…они почти все живут в самой гуще

интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе,

становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом, кто мечом,

а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые

делают их цельными людьми».

В своей оценке эпохи Возрождения, которую Энгельс рассматривает как

важный этап всей европейской истории, он всячески выдвигает на первый план

революционную природу этой эпохи и ее новые прогрессивные черты. Для

Энгельса это «величайший прогрессивный переворот», это время, когда

«немецкая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые

битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, - в

этом уже не было ничего нового, - но за ними показались предшественники

современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием

общности имущества на устах». Энгельс подчеркивает тяготение культуры

Возрождения к будущему, а не к прошлому. В качестве наиболее типичных черт

ренессансного мировоззрения Энгельс выдвигает исчезновение призраков

средневековья, ниспровержение духовной диктатуры церкви, многосторонность

духовного развития, силу и цельность характеров, «жизнерадостное

свободомыслие», интерес к античности: железная логика точных формулировок

Энгельса не допускает никаких кривотолков и позволяет положить их в основу

подлинно научного изучения культуры Возрождения.

Если Энгельс давал высокую оценку Ренессансу, то современная

буржуазная наука всячески стремится умалить его значение. Наиболее

реакционные исследователи доходят в своем рвении до того, что либо

рассматривают это эпоху как простое продолжение средних веков, либо целиком

растворяют ее в средних веках.

Чтобы понять то историческое место, которое Леонардо занимает в

культуре Возрождения, необходимо предварительно ознакомиться с ее социально-

экономическими основами и с главными течениями в области философской,

научной и художественной мысли. Гуманизм, наука и искусство в эту эпоху

связаны так тесно, между ними имеется столь много точек соприкосновения,

что, только осветив отношение гуманизма к науке и науки к искусству, можно

правильно оценить деятельность такого разностороннего человека, как

Леонардо, который объединял в себе гуманиста, ученого и художника.

Какова же была идеология, которую выдвинули передовые люди эпохи

Возрождения, ниспровергавшие устои феодального общества? Это было прежде

всего требование политической власти, нашедшее обоснование в новом учении о

государстве как независимом от папской и императорской власти институте.

Опираясь на прогрессивных античных мыслителей, гуманисты XV века боролись

за светскую культуру, за самостоятельную, не зависящую от теологии науку.

Они добивались той умственной свободы, которая позволила бы человеку

совершенствовать свои дарования и развивать свои творческие силы. Отныне в

центре внимания стоят раскрепощенная от феодальных оков человеческая

личность и реальный мир. Из интереса к человеку рождается поэзия личного

чувства- лирика; из интереса к природе и необходимости овладеть ее силами-

стремление к ее научному познанию и к объяснению ее закономерностей. Быстро

развивающаяся торговля содействовала географическим и космографическим

открытиям, а требования укреплявшегося капиталистического хозяйства

стимулировали технические изобретения. Передовая часть гуманистов с

полемическим задором сражалась за признание чувственной природы человека и

за освобождение ее от христианского аскетизма, за реабилитацию природы, за

признание красот мира и творческой силы разума. Главные стрелы

направлялись против церкви и духовенства, которые являлись самыми

последовательными и принципиальными врагами гуманистов, открыто

выступившими в эпоху контрреформации против «языческой» культуры

Возрождения.

Бурное развитие точных наук и техники в Италии XV века дает ключ к

пониманию научных интересов Леонардо. Он не был одинок, он опирался на

достижения своих предшественников и современников, он разделял многие из их

интересов. И все же научный опыт, накопленный ремесленными и

художественными мастерскими Флоренции, приобретает у Леонардо новое

качество, целиком сохраняя при этом свою практическую целеустремленность.

Леонардо всегда был прямолинеен и неудержим в своем стремлении к знаниям;

если кто-либо обладал интересующим его знанием, он шел прямо к цели и

спрашивал, что ему было нужно.

Рядом с гуманизмом и наукой виднейшее место в ренессансной культуре

занимает искусство, в котором познание законов реального мира нашло свое

обобщающее выражение. Не будет преувеличением утверждать, что искусство

было в эпоху Возрождения той областью человеческой деятельности, в которой

наиболее полно проявилась творческая активность демократических ремесленных

кругов. Вся художественная практика была неразрывно связана с цеховыми

мастерскими, возглавляемыми выдающимися мастерами- выходцами из ремесленной

среды. Это во многом объясняет нам здоровый реализм искусства раннего

Возрождения и присущий ему демократический дух. В центре внимания

художников стоит реальный земной человек. Его разум, мощь, ловкость,

красоту прославляют на все лады ренессансные мастера. Для них он венец

творения, самое совершенное создание на Земле. И столь же притягательной

представляется им природа, долгие века подвергавшаяся остракизму со стороны

средневековых теологов. Без устали изучают они деревья и травы, холмы и

скалы, долины и реки, камни и цветы. И хотя сюжеты большинства произведений

остаются старыми, т. е. художники продолжают изображать традиционные

религиозные легенды, тем не менее последние проникаются совсем новым

светским духом, порывающим со старыми церковными традициями. Глубоко

реалистическое в своей основе ренессансное искусство стремиться объять весь

реальный мир и отобразить всю его чувственную прелесть и все разнообразие

его форм.

Из общего реалистического характера ренессансного искусства логически

вытекает круг его тем. Широчайшее распространение получает портрет,

правдиво воспроизводящий человеческий облик и, прежде всего, человеческое

лицо во всем его индивидуальном своеобразии. Все большую роль начинает

играть пейзаж. Который по началу используется как фон для фигур, а с XVI

века приобретает и самостоятельное значение. Усиливается интерес к

окружающей человека реальной обстановке. В искусство находит себе доступ

обнаженная фигура, почти не встречавшаяся в средневековой живописи и

скульптуре, где красота человеческого тела тщательно скрывалась под

покровом одеяния. Традиционные религиозные сюжеты решительным образом

видоизменяются путем насыщения их новым человеческим содержанием, в силу

чего некогда аскетические христианские святые превращаются под кистью и

резцом художников в цветущих, полных сил и здоровья людей. Особенно часто

изображают мастера Возрождения мадонну, чей образ давал им возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать