Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи

Милане, возможно, наименее значительный из всех и хуже всего

документированный, однако по иронии судьбы лучше всего сохранившийся. Это

«Потрет музыканта». В портрете закончено только лицо; по типу оно близко

лицам ангелов Леонардо. Несколько лет назад живопись была расчищена, и на

клочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотных

знаков. Исследователи Леонардо, знающие его склонность к загадкам и

секретам, пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание.

Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи» именно в Милане, как

свидетельствуют источники, по просьбе Сфорца, который пожелал узнать, какое

из искусств – скульптура или живопись - более благородно. Также Леонардо

увлекся изучением анатомии человеческого тела, а в последние годы

пребывания у Сфорца он отдавал значительную часть своего времени

математике. Годы служения у Сфорца закончились тем, что Лодовико был

свергнут и доставлен во Францию в качестве пленника. После этого Леонардо

еще некоторое время оставался в Милане. Затем вместе с Лукой Пачоли и

Салаино - своим учеником - Леонардо отправился во Флоренцию, по пути

завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.

Служба Леонардо у Цезаря Борджа падает на время между маем 1502 и мартом

1503 года. По заданиям герцога Леонардо выполнял сложные фортификационные и

инженерные работы. Параллельно он продолжал свои обычные научные изыскания.

Он изучает движение воздушных и водяных волн, внимательно прислушивается к

звуку струи бьющего фонтана, интересуется своеобразным способом переноски

винограда и вновь покрывает страницы своих манускриптов бесчисленными

математическими выкладками и длиннейшими колоннами цифр.

5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услуги

понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой.

Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была

роспись для зала Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета

Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над

ломбардскими войсками. Роспись он оставил незаконченной к моменту своего

отъезда в Милан. Примерно в том же 1503 году была написана одна из

известнейших картин Леонардо- «Мона Лиза». Мона Лиза не была, как многие

считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в

ангеле из «Мадонны в скалах». Все же Леонардо наверняка должен считать Мону

Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что

он отказался от других выгодных предложений и в течении трех лет работал

над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Мона

Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца

по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо (отсюда и пошло второе

название картины «Джоконда»). Отдавшись работе над этим произведением,

Леонардо совершенно потерял интерес к «Битве при Ангиари». А она претерпела

столь серьезные повреждения, что нужно было начинать все сначала, к чему у

Леонардо не было ни малейшей охоты.

Весной 1506 года Леонардо вновь в Милане.

В августе 1507 года он приезжает во Флоренцию, чтобы урегулировать

дела с наследством, оставшимся ему после дяди, но вскоре опять возвращается

в Милан, где остается до 1513 года. Эти миланские годы жизни Леонардо мало

исследованы. Известно только, что он по-прежнему интересовался научными

проблемами, уделяя особенно много времени проектированию гидравлических

сооружений, геометрии, механике, анатомии, геологии, метеорологии,

космографии, математике и астрономии. К 1508 году карьера Леонардо как

художника подошла к концу, хотя ему оставалось жить более десяти лет. От

этих лет сохранилось только две картины - одна из них луврская «Св. Анна с

Марией и младенцем Христом», этюды для этой картины могут быть датированы

еще 1500 годом, хотя и в 1510 году картина все еще была в работе. Вторая же

картина – это «Иоанн Креститель».

К концу миланского пребывания Леонардо политическая атмосфера начала

сгущаться. По словам одного старого историка, началась «эпоха смут, мести и

всеобщего разорения». Оставаться в этих условиях в Милане было небезопасно.

Поэтому Леонардо 24 сентября 1513 года покинул Милан и направился сначала

во Флоренцию, а затем в Рим.

В Риме Леонардо занимался геологией, механикой, анатомией. Больших

художественных заказов Леонардо здесь не получил. Несмотря на то, что он

был одним из главных создателей стиля высокого Возрождения, к середине

второго десятилетия XVI века его художественная манера казалась римлянам

уже несколько архаичной.

Вскоре Леонардо принужден был покинуть Рим и вновь искать себе место в

жизни. Он направился в Ломбардию, где поступил на службу к Франциску I, и в

конце 1516 года выехал, по его приглашению, во Францию, с титулом

придворного живописца.

Лишь остановившись на отношениях Леонардо с его заказчиками, можно

правильно решить вопрос о мнимой «асоциальности»Леонардо, в которой его так

много и так часто упрекали. Не об «асоциальности» Леонардо следует

говорить, а о его социальной ущемленности. Он принужден был отдавать свой

талант тем, кто мог его материально обеспечить. И это было трагедией его

жизни. Он прекрасно понимал жестокую власть золота.

17 мая 1517 года Леонардо, вместе со своим другом Франческо Мельци и

верным слугой Баттиста Вилланисом, прибыл в замок Клу, во Франции. Этот

замок был расположен недалеко от Амбуаза, где подолгу живал король со своим

двором. К моменту приезда Леонардо Франция вступила на путь широкого

приобщения к передовой итальянской культуре. Немудрено, что подобная среда

проявила к Леонардо совершенно исключительный интерес и внимание. Он должен

был казаться французскому обществу совершеннейшим созданием природы, живым

воплощением ренессансного «uomo universale» (т.е. всесторонне развитого

человека). Как король, так и двор подражали ему в манере одеваться, носить

бороду и стричь волосы. В придворной беседе часто мелькали итальянские

слова. Имя «божественного» Винчи было у всех на устах. А быстро старевший

мастер болел и угасал. У него стала отниматься правая рука. Силы его все

более слабели. 19 апреля 1519 года Леонардо составляет свое завещание, с

педантичной точностью определяя ритуал погребения, перечень наследников,

характер и размер дарений. Всю свою жизнь Леонардо оставался чуждым

церковному образу мышления, и таким же он, без сомнения сошел в могилу,

когда в 2 мая 1519 года пробил его смертный час. Леонардо оплакивали

многие. А месяц спустя после его смерти Мельци писал его братьям: «Пока не

распадется мое тело, я буду постоянно чувствовать это горе», которое должны

разделять все люди, потому что «не во власти природы создать еще одного

такого человека».

Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и

убеждения.

Вслед за своим другом Лукой Пачоли, Леонардо, несомненно, считал

пропорцию «матерью и королевой искусства». К установлению пропорции

Леонардо идет опытным путем: он изучает десятки и сотни индивидуальных

образцов и затем выводит среднюю пропорцию, которая, в его глазах, есть

самая верная и самая красивая. Пропорция у Леонардо основывается на столько

тщательном изучении природы, что ей всегда свойственна та особая

безупречность, благодаря которой он приобретает художественную

убедительность. Надо было годами анализировать мельчайшие детали фигур и

предметов, чтобы научиться их так точно воспроизводить.

Светотень Леонардо (так называемое sfumato) представляет совершенно

своеобразное явление. Умелым использованием светотеневых эффектов Леонардо,

смягчая контуры, лишает их свойственной картинам XV века жесткости,

оживляет лица, придавая им подвижность, объединяет все элементы картины,

вводя в нее единый источник света. Любимое освещение Леонардо- сумеречный

свет во время плохой погоды; в эти вечерние час лица имеют особенную

мягкость. Рассеянного света он избегает, так как свет похищает у предметов

их материальную осязательность, а ею Леонардо более всего дорожит. Он

целиком подчиняет светотень задаче выявления пластической природы вещи.

Наименьшее внимание Леонардо уделяет в живописи колориту. По его

мнению, краски оказывают честь лишь тем мастерам, которые их приготовляют,

а не живописцу, который им пользуется. Он даже склонен считать, что картина

с уродливым колоритом все же способна вызвать одобрение зрителя, если

только изображенные на ней тела будут хорошо моделированы. Свои краски

Леонардо подбирает, исходя из стремления предельно выявить объем формы.

Сила леонардовской эстетики и леонардовского искусства- в том, что

если, с одной стороны, они полностью ориентированы на реальный мир, то с

другой стороны - они совершенно чужды натурализма. Как большой художник,

Леонардо прекрасно понимает значение творческого обобщения. «Живописец,

бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и сужением глаза,

подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему

предметам, не обладая знанием их». Эти замечательные слова могут служить

ключом к пониманию всего художественного творчества Леонардо. Он требует

знания, а не пустого подражания, требует, чтобы «в произведение не попало

ничего такого, что не было бы как следует обсуждено в соответствии с

разумом и явлениями природы». Для него живописец, не обладающий

способностью строить из фигур композицию, «подобен оратору, который не

умеет пользоваться своими словами». Призывая художников к сознательному,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать