Украинское барокко
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ
Литература:
ДИСЦИПЛИНА
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
РЕФЕРАТ
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. 51302
ПАДАЛКО С.А.
ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.
ПЕТРОЗАВОДСК 1998
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену
стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной
культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.
Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли
лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и
художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в.
барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах
зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был
классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных
странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма,
борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают
иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной
тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется
живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной
выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах
господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и
пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в
интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны,
иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися
сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по
художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и
удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу.
Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его
чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в
частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль
наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2],
воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского
народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских
магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования,
иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные
приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика
католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство
большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и
Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному
стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове,
построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это
базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым
центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами,
восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью
копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г.
одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу
становится примером для многочисленных католических церквей во многих
странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся
костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский
костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также
многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и
другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского
арсенала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с
Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На
воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля,
формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с
Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и
городами переселяется украинское население, основываются новые города и
сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры
–Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место
Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам.
Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей,
домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если
раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство
приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было
централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого
входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам
заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа
каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём
строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём
даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера
приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для
русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли
украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на
Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру
создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой
индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине
XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных
и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским
барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко,
ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно
украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также
католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся
здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим
украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.
Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а
также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный
характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще
всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно
прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип
древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный
характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII
в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова
Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной
крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены
пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские
фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика
фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII
в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру
светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский
коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума
стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его
ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на
верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания
богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала
XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных
монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по
словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко,
«подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная
построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора.
К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные
помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над
центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в
культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных
образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится
создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника
содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения