Украинское барокко

национальной культуры.»[9]

В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из

которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям

древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных

церквей.

Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским

святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в

Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле

считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе

имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в

барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены

декором.

Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове.

В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской

(трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный

характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,

элементы декора)

Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре

рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты

проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому

времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших

памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя

высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это

древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки

Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть,

окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,

трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,

обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились

традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный,

образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания

с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией,

завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило

ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило

одинаковое построение фасадов.

Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,

построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор

венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с

высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция

здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов

отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.

Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане

церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с

прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.

Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на

Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и

композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли

свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской

архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может

служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях

подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты

украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных

особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и

вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством

пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с

внешними формами.

В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных

изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами,

характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К

началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское

духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих

руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и

40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в

постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во

Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие

того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений,

выдающихся в художественном отношении.

В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например

Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной

структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии

во Львове.

Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании

Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де

Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с

капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане,

играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад

с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере

великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского

костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.

Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с

творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время

построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В

творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве

случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления

позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма.

Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры –собор

святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор

строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма

преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания,

венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.

К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор

Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по

проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский

мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно

вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные,

нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём,

декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от

монастырского аскетизма.

Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины

сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье

Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По

плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих

церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего

цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно

оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями

коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями»

типичными для украинской архитектуры.

Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и

восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после

того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие.

Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы

кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из

ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого

монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.

В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной

Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г.

крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя,

автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий,

характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником

немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента.

В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для

строительства большой колокольни.

Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота

составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по

принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй

ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и

четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема

ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные

черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и

очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для

того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические

блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и

140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской

лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не

обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»[15].

Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского

митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать