национальной культуры.»[9]
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из
которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям
древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных
церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским
святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в
Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле
считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе
имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в
барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены
декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове.
В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской
(трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный
характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,
элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре
рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты
проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому
времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших
памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это
древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки
Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть,
окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,
обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились
традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный,
образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания
с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией,
завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило
ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило
одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,
построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор
венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с
высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция
здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов
отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане
церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с
прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на
Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и
композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли
свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской
архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может
служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях
подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты
украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных
особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и
вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с
внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных
изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами,
характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К
началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское
духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих
руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и
40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в
постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во
Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие
того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений,
выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например
Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной
структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии
во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании
Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де
Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с
капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане,
играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад
с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере
великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского
костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с
творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время
построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В
творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве
случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления
позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма.
Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры –собор
святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор
строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма
преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания,
венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор
Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по
проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский
мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно
вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные,
нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём,
декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от
монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины
сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье
Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По
плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих
церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего
цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно
оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями
коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями»
типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и
восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после
того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие.
Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы
кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из
ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого
монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной
Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г.
крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя,
автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий,
характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником
немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента.
В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для
строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота
составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по
принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй
ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и
четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема
ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные
черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и
очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для
того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические
блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и
140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской
лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не
обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»[15].
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского
митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит